[<10>] ====== Толкования на Быт. 32:30 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя** Видишь, какое дерзновение получил он от бывшего (ему) видения. **«Спасеся**, – говорит, – **душа моя»**, почти как бы умиравшая от страха. Поелику удостоился видеть Бога лицем к лицу, то **«спасеся душа моя».** **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 58.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя** Где те, которые, находясь в нашей среде, обнаруживают пустой и неправославный образ мыслей? Пусть они выслушают, что Иаков видел лице Божие, и не только не лишился, вследствие сего, жизни, но, как сам он говорит, еще и **«спасеся»**, хотя Сам Бог говорит: //«Никтоже узрит лице Мое, и жив будет»// [[old:ish:33:20|(Исх.33:20)]]. Так что же, быть может, есть два Бога: Один, имеющий лице, подлежащее видению Святых; Другой же – имеющий лице, превосходящее всякую возможность видения? – Прочь, такой абсурд! – Но (это надо понимать в том смысле, что) зримое лице Божие есть не иное что, как божественная благодать и действие являемое на достойных. А то лице, которое отнюдь не может подлежать зрению, надлежит разуметь в том понятии, когда имеется ввиду превосходящее всякое описание и видение естество Божие: потому что никто, как написано, Бога в лице и в естестве и не видел и не возвестил. **//Омилия 11. О Честном и Животворящем Кресте.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя** См. Толкование на [[old:gen:32:22#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 32:22]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя** **Пенуэл** или //Фануил//. Значит //лице Божие//. Впоследствии Фануил был укрепленный город [[old:sud:08:08|(Суд. 8:8]], [[old:sud:08:17|17)]]. **Ибо я видел Бога лицем к лицу**. По восточному обычаю, немногие приближенные и весьма редкие кроме них могли видеть царя близко и смотреть ему в лице [[old:3ts:10:08|(3 Цар. 10:8)]]. Из него должны быть объяснены выражения: Ангел лица Божия [[old:is:58:09|(Ис. 58:9)]]; Ангелы, всегда видящие лице Отца небесного [[new:mf:18:10|(Мф. 18:10)]], и настоящее: видеть Бога лицем к лицу. Иаков едва ли мог собственно видеть лице Явившегося, Который удалился с зарею. Он прославляет ту милость, что Бог обращался с ним, как с ближним, другом и как бы равным. **И спаслась душа моя**. От опасности быть пожерту величием присутствия Божия или от опасности со стороны Исава. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя** См. Толкование на [[old:gen:32:29#blzh_ieronim_stridonskij|Быт. 32:29]] ===== Лопухин А.П. ===== **И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя** Географическое положение Пенуэла точно неизвестно; упоминается впоследствии в истории Гедеона [[old:sud:08:08|(Суд. 8:8)]] и Иеровоама [[old:3ts:12:25|(3 Цар. 12:25)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]