[<10>] ====== Толкования на Быт. 35:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 2-3 **И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил** Заметь и послушание и благочестие праведника. Лишь только услышал он: //«взыди в Вефиль, сотвори жертвенник»//, – тотчас, созвав всех своих домашних, говорит им: **«поверзите боги»**. Каких же богов, спросит кто-нибудь? Ведь никогда не видно было, чтобы у него были какие-либо боги: праведник искони, с самого начала, был благочестив. Но может быть, он разумел богов Лавановых, взятых Рахилью, и потому сказал: так как мы должны принести благодарственные жертвы Богу истинному, всегда являющему мне Свое заступление, то бросьте идолов, если какие есть у вас; **«очиститеся и измените ризы своя»**, и так направимся к городу; очистив себя совне и внутри, так пойдете; показывая чистоту не светлыми только одеждами, но, очистив помыслы душевные уничтожением идолов, мы взойдем к Вефилю. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 59.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши** См. Толкование на [[old:gen:35:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 35:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши** **Богов чужих**. Разумеются здесь, во–первых, идолы, похищенные у Лавана Рахилью [[old:gen:31:19|(Быт. 31:19)]], во–вторых, так как речь Иакова обращена ко всему дому его и всем бывшим с ним, идолы рабов, приобретенных в Месопотамии. Иные толкователи прибавляют еще идолов, взятых в Сихеме. Пример Иакова может служить к очищению понятия прославляемой в новейшие времена терпимости вер. Правда, что любовь долготерпит, не раздражается [[new:1kor:13:04|(1 Кор. 13:4)]]. Но она не исключает и снедающей ревности по доме Божием [[new:in:02:17|(Ин. 2:17)]]. Терпимость ложных богослужений не должна быть соединена с оскорблением и вредом истинного. Слова Христовы: всякого, кто исповедает меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцом моим, сущим на небесах [[new:mf:10:32|(Мф. 10:32)]], относятся не к мученикам только веры, но и к ее покровителям. **И очиститесь**. Еврейское слово טהר означает очищение, в особенности верою [[old:chis:31:23|(Чис. 31:23-24)]]. Некоторые толкователи спрашивают: не от язычников ли евреи заимствовали обряды внешней чистоты в богослужении? Их можно спросить взаимно: не от язычников ли также евреи заимствовали действия внешней чистоты в домашней жизни? Догадка (Grot, in Mat, с. Ill), что употребление в богослужении омовения особенно установлено в память потопа как очистительного действия всемирного, имеет в себе нечто сообразное с духом священной древности. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши** См. Толкование на [[old:gen:35:01#prp_efrem_sirin|Быт. 35:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил** Под влиянием этого откровения, а равно и в ожидании движения в священный для Иакова Вефиль [[old:gen:28:19|(Быт. 28:19)]], он (как после Моисей от народа — перед Синайским законодательством, [[old:ish:19:10|Исх. 19:10,]] [[old:ish:19:14|14]]) требует от всех членов семьи своей полного очищения — отвержения всех языческих примесей идолослужения (терафимам и, вероятно, другим идолам, служение которым могло быть занесено в семью Иакова месопотамскими рабами его, а также под влиянием сношений с сихемлянами) и, как внешнего знака сего, омовения и перемены одежды, оскверненных идолослужением. Это был как бы акт приготовления к высшему освящению (ср. [[old:ish:19:10|Исх. 19:10]], [[old:ish:19:15|15]]; [[old:2ts:12:20|2 Цар. 12:20)]]. Мотивом к этому Иаков выставляет свое чувство благодарности Господу за помощь в бедствиях пути. **//Толковая Библия.//** [<10>]