[<10>] ====== Толкования на Быт. 35:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И отправились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых** Сделав все это, праведник //«воздвижеся от Сикимов»// и направился к Вефилю. Но посмотри опять, какое было о нем попечение Божие, и как ясно все это раскрывает нам Писание. Когда праведник вышел из Сихема, **«бысть**, – сказано, – **страх Божий на градех, иже окрест их; и не гнаша в след сынов Исраилевых»**. Видишь, какое промышление, и как очевидна была помощь Божия? Напал на жителей страх, и они не преследовали их. Так как этого именно опасался праведник и говорил: //«аз есмь мал числом и истреблен буду»//, то и напал на жителей страх, как замечает Писание, **«и не гнаша в след их»**. Так, когда Бог благоволит оказать Свою помощь, то и слабых делает крепче сильных, и малочисленных сильнее многочисленных, и нет блаженнее человека, приобревшего помощь свыше. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 59.//** ---- Повелев это праведнику и избавив его от страха, в каком он находился по случаю умерщвления сихемлян, – Бог, как сказано, навел на жителей тех городов такой страх, что они не стали преследовать Иакова. Посмотри же, как велико было о нем промышление Божие, и какое попечение о нем имел Бог! Бог поразил страхом души жителей тех городов, чтобы они не погнались в след его. Вероятно, они хотели отмстить за сихемлян. Но так как это совершилось без воли праведника, и Симеон и Левий поступили так, мстя за оскорбленное целомудрие своей сестры, то (Бог) не только самого Иакова и сыновей его избавляет от мучений страха, но, и на жителей страны наведши страх, удержал их от преследования. Видите ли, как много значит пользоваться благоволением свыше! Когда Бог являет Свое благоволение к нам, тогда всякая печаль исчезает. Как праведнику Он дал смелость, так на тех навел страх. Как Владыка всего, Он все направляет, к чему хочет, и во всем являет Свою благоискусную премудрость. Нет сильнее человека, стяжавшего вышнюю помощь, как нет слабее человека, лишенного этой помощи. Вот этот праведник был немногочислен и весьма мал; но как он был охраняем Божественной десницею, то и дерзновение получил и козней (врагов) избежал. А жители городов тех и в большом множестве собирались, и обнаруживали единодушие в своих замыслах; но не имели сил ни одного из своих намерений исполнить на деле. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 60.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И отправились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых** Исследование сего сказания "о Богослужении и Богоявлении в Вефиле" за предыдущим в порядке предметов и времени открывается из стиха 5. **Страх Божий**. Не страх благоговения и покорения, воздаваемый ведомому Богу, но страх, насланный от Бога [[old:ish:23:27|(Исх. 23:27)]]. Иаков за кровопролитие Сихемское мог опасаться общего против себя восстания племен Хананейских; Промысл, хранивший Иакова, соделал то, что чувствование негодования на него побеждено в них было мнением о его правоте и силе [[old:1ts:14:15|(1 Цар. 14:15)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И отправились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых** Ревность Иакова по чистоте веры и послушание ему его семьи вознаграждается ниспосланною Богом безопасностью ее со стороны соседних племен, между тем как после сихемского кровопролития Иаков ожидал нападения [[old:gen:34:30|(Быт. 34:30)]] со стороны соседей; напротив, они сами испытали страх перед чтителем Бога истинного («ужас Божий», ср. [[old:ish:23:27|Исх. 23:27]]). **//Толковая Библия.//** [<10>]