[<10>] ====== Толкования на Быт. 35:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его** Итак, когда праведник освободился и от своего страха и от туземцев, вот опять Бог являет в отношении к нему Свое преизбыточествующее человеколюбие. **«Явися**, – сказано, – **ему Бог еще сущу в Лузе»**. Почему прибавлено: **«еще»**? Не просто, а потому, что Он уже прежде являлся ему в этом месте, когда он, бежав от брата, направлял свой путь в Месопотамию. Поэтому и сказано теперь: как тогда Бог явился ему, при его отшествии отсюда, так и ныне является ему в том же месте, по возвращении его, и подтверждает обетования, какие давал ему при его отбытии, предрасполагая праведника к тому, чтобы он твердо веровал обетованиям и не поколебался духом, до времени их исполнения. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 60.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его** **Потом опять явился Бог** и проч. Сие откровение напрасно полагают некоторые прежде обитания Иакова при Сихеме. Слова //опять// и //по возвращении// отличают только оное от первого откровения в Вефиле, почти сходного со вторым по содержанию. Время сего последнего само собою видно из порядка повествования Моисеева. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-13 **И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию. И восшел от него Бог с места, на котором говорил ему** Здесь изображается видение Бога Иакову «впервые по возвращении из Месопотамии» (ранее, [[old:gen:35:01|ст. 1]], было простое повеление Божье) и благословение Им Иакова. Видение это ставится в параллель с бывшим Иакову на пути бегства его в Месопотамию: то и другое видение имеет место в Вефиле, одно при начале странствования в Месопотамию и при произнесении обета Иаковом, другое — при возвращении его на родину и исполнении обета; там и здесь повторяются обетования Божии Аврааму, причем в последнем случае Бог окончательно утверждает за Иаковом имя Израиля (ср. [[old:gen:32:27|Быт. 32:27–28)]], в чем и состоит нарочитое благословение Иакова [[old:gen:35:09|(ст. 9–10)]]. И как Аврааму при возвещении ему рождения сына ([[old:gen:17:01|17:1]]) Бог открывается с обозначением в тексте еврейском словами Ел-Шаддай, что значит «Бог всемогущий», так же открывается теперь Иакову [[old:gen:35:11|(ст. 11)]] при повторении обетования о происхождении от него множества народов; повторяется (ст. 12) и обетование о даровании потомству Авраама и Иакова земли Ханаанской. Умирая, Иаков воспоминал [[old:gen:48:03|(Быт. 48:3)]] вефильское событие, как высший момент жизни своей. Действительно, оно, благодаря указанному отношению к истории Авраама [[old:gen:17:01|(17:1]] и др.), к видению Иакова на пути в Месопотамию ([[old:gen:28:12|28:12]] и д.) и к таинственному богоборению Иакова в Пенуеле ([[old:gen:32:27|32:27]] и д.), связует в одно целое всю предшествующую патриархальную историю, представляя ее единой историей спасения, планомерно развивающеюся под непрестанным воздействием Божиим. **//Толковая Библия.//** [<10>]