[<10>] ====== Толкования на Быт. 36:31 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых** Часть 3. Исчисление царей и еще нескольких старейшин идумейских, о котором сомневаются, Моисеем ли оно писано или внесено в его книгу кем‑либо другим, вошедшим в его намерение [[old:gen:36:31|(Быт. 36:31-43)]]. Некоторые утверждают, что сей список правителей идумейских не мог быть написан в сей книге рукою Моисея. Мнение сие основывается на двух причинах: Моисей не мог говорить о царях у сынов Израилевых, которые начались через несколько столетий после него. Невероятно, чтобы народ Идумейский, который происхождением современен Израильскому, до времен Моисея успел, перешедши от состояния патриархального к правлению старейшин и от сего к единовластительству, иметь уже восемь царей и потом [[old:1par:01:51|(1 Пар. 1:51)]] опять несколько старейшин. Но первая причина, по рассуждению других, ослабляется тем, что Моисей мог говорить о будущих царях у сынов Израилевых по предварительному ведению из откровения, данного Израилю [[old:gen:35:11|(Быт. 35:11)]], и по сему отношению слова его могут иметь следующий смысл: «Сии суть цари Идумейские, которые начались и продолжались уже несколько времени прежде, нежели произошли цари в потомстве Израиля, как то ему было обещано». И вторая причина оказывается не довольно твердою, если принять в рассуждение, что цари Идумейские, как показывает список, все были разных поколений, и царствовали в разных местах, и, следственно, выбираемы были из старейшин разных племен Идумейского народа, а потому не могло быть ни одного из них, который бы взошел на престол в молодых летах. Таким образом, все преемство, представляющееся в списке Моисеевом, могло совершиться менее, нежели в течение целой его жизни, продолжавшейся сто двадцать лет. Достойно примечания, что о царе, последнем в списке, сообщено несколько более подробностей, нежели о предшествовавших, а о смерти его не сказано, хотя то сказано о всех прочих. Сие подает мысль: не он ли царствовал в то время, когда Моисей посылал послов из Кадеса к царю Эдомскому? [[old:chis:20:14|(Чис. 20:14)]]. Отнюдь не предосудительно для целости и чистоты писаний Моисеевых предполагать и то, что его сказание о потомстве Исава пополнено после него, подобно как книга Второзакония пополнена описанием его кончины, но из предыдущего видно, что в настоящем случае нет еще необходимой потребности в сей догадке. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых** См. Толкование на [[old:gen:36:30#lopuxin_ap|Быт. 36:30]] [<10>]