[<10>] ====== Толкования на Быт. 37:3 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду** Итак, мы научаемся, какой должна быть любовь родителей и благодарность сыновей. Приятно любить детей и весьма приятно любить их сильнее. Однако неумеренная отеческая любовь часто вредит детям. Например, чрезмерная снисходительность расслабляет возлюбленного сына или предпочтение одного из них отвращает от братского чувства всех остальных. Больше же приобретает тот сын, который приобретает любовь братьев. Она есть более славная щедрость отцов, она - более богатое наследство сынов. Пусть равная благосклонность соединяет детей, которых соединила равная природа. Любовь не знает выгод богатства в том человеке, в ком есть преизбыток любви. Что ты удивляешься, если среди братьев начинаются ссоры из- за поместья или из-за дома, когда у сынов святого Иакова разгорелась зависть из-за одной лишь одежды? Итак, что же? Следует ли порицать Иакова за то, что он предпочитал одного сына остальным? Но мы не можем отнимать свободу родителей, чтобы они не любили более тех детей, кого считают более достойными. Мы не можем также пресекать стремление детей к большему угождению. Наконец, и Иаков более любил того, в ком предвидел большие признаки добродетелей, так что кажется, что здесь не столько отец предпочитал сына, сколько пророк - таинство. И весьма справедливо он сделал сыну //разноцветную одежду//, чем обозначил, что его следовало предпочесть братьям из-за одежды разнообразных добродетелей. //**Об Иосифе.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду** Что значит: **«любляше Иосифа паче всех сынов своих, яко сын в старости ему бысть»**? Так как Иосиф родился у него уже под конец и в самой старости, поэтому он и любил его более других. В самом деле, как под старость дети бывают вожделеннее, то более и привлекают к себе любовь родительскую. Но чтобы мы знали, что не это одно привлекало отца и побуждало предпочитать его братьям, Божественное Писание показывает нам, замечая, что после Иосифа родился еще другой сын. Если бы любовь следовала только естественному порядку (в каком родились сыновья), то последний сын был бы еще любезнее ему, потому что он подлинно был уже сын старости и родился тогда, когда праведник достиг уже последнего возраста жизни. Итак, что же сказать? То, что особенная благодать свыше делала юного сына возлюбленным отцу, и за душевные добродетели его возвышала пред всеми (братьями). А что он любил его потому, что был у него сын старости, эта причина указана в Писании для того, чтобы не вызвать явной зависти братьев [Смысл такой: Иаков любил Иосифа преимущественно пред другими детьми за его добрые душевные свойства; но не открывал этой причины, а давал вид, что любит Иосифа более других детей потому, что Иосиф сын его старости. В самом же деле Иаков опасался, чтобы еще более не возбудить зависти в братьях Иосифа, если бы явно показал, что Иосиф лучше их по душе, и потому лично заслуживает большей, чем они, любви.]. Это – опасная страсть; когда она овладевает душою, то не прежде оставляет ее, как доведет уже до последней степени безрассудства; уязвляя душу, в которой родилась, она представляет того, на кого обращена зависть, иначе, чем хочет; она еще более возвышает его славу, знатность и известность; а это еще новый, тягчайший удар завистнику. Посмотри здесь, как этот дивный юноша, ничего не зная о происходящем между братьями, обращается с ними, как с братьями, и, притом, как с единоутробными; он доверяет им во всем и говорит с большою простотою; а они, увлекаемые завистию, доходят и до ненависти к нему. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 61.//** ---- А написал это законодатель, как я думаю, повествуя не о том, что было, но указывая лишь предлог и отговорку отца. Так как он стал замечать, что мальчику завидуют, то, желая ослабить страсть братьев, выдумал причину любви, которая не рождала бы большой к нему зависти. Что действительно не это было причиной нежной любви, а процветающая добродетель души, более зрелая, чем возраст, ясно из отношений Иакова к Вениамину. В самом деле, если бы тот был любим по этой причине, то гораздо более следовало бы быть любимым тому, кто был моложе его. Ведь он был рожден после Иосифа, и скорее этот был для него сыном старости. Но, как я и сказал, это был вымысел отца, желавшего прекратить братскую войну; однако и таким образом он был не в силах достигнуть цели, напротив, пламя разгоралось еще сильнее. И так как до поры они ничего не были в силах сделать, то наносили ему гнусное бесчестие, возводили постыдное обвинение; таким образом, братья предупредили варварскую женщину и явились гораздо худшими, чем она. Та была бесчестной в отношении к чужому, а эти — в отношении к брату. Даже и здесь они не остановились в проявлении своей порочности, но вели борьбу все дальше и дальше, и, взявши одного в пустыне, хотели убить, затем продали, сделали рабом вместо свободного, и притом продали в самое горькое рабство. Ведь даже и не иноплеменникам каким-нибудь отдали они брата, а варварам, говорившим другим языком и уходившим в варварскую страну. Бог же, намереваясь сделать его более славным, попускал все это и долго терпел, когда одна опасность сменяла другие. После зависти и постыдной клеветы они предали его убиению и рабству, более тяжелому, чем убиение. **//Письма к Олимпиаде. Письмо третье.//** ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду** Когда христиане благочестиво приходят в церковь, то какой прок им слушать о том, как святые патриархи брали себе жен или рождали детей, если только не воспринимать духовный смысл причин, по которым эти события происходили, или прообразом чего они являлись? Вот, мы слышали, что благословенный Иаков родил сына, и дал ему имя Иосиф, и возлюбил его больше других сыновей. В этом благословенный Иаков служил прообразом Бога Отца, а святой Иосиф - прообразом нашего Господа и Спасителя. Иаков любил своего сына, потому что Бог Отец любил Своего Единородного Сына, как Сам Он сказал: //Сей есть Сын Мой возлюбленный// ([[new:mf:03:17|Мф. 3:17]]). Согласно мистической или аллегорической интерпретации Иосиф являл собой образ нашего Господа. И если мы посмотрим на дела Иосифа, хотя бы отчасти, то ясно узнаем в нем очевидный образ Господа. Иосиф имел разноцветное одеяние - нам же известно, что такое же было у нашего Господа и Спасителя, потому что Он принял Церковь, собранную из разных народов, словно из разных одежд. Но различия в этом одеянии, то есть в принятой Христом Церкви, иного рода. Церковь имеет разнообразные виды благодати - имеет мучеников, имеет исповедников, имеет священников, имеет служителей, имеет дев, имеет вдов, имеет вершителей справедливости. Разнообразие Церкви не в цветах, а в видах благодати, ибо в разнообразии Своей Церкви наш Господь и Спаситель сияет в разноцветном и дорогом облачении. //**Проповеди**//. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду** См. Толкование на [[old:gen:37:02#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 37:2]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду** **Сын старости**. В переводах арабском и халдейском //сын мудрый и благоразумный//. Но еврейское выражение, без сомнения, значит сына, рожденного под старость отцу. **Разноцветную одежду**. Восточные уважали испещренные одежды [[old:sud:05:30|(Суд. 5:30]]; [[old:2ts:13:18|2 Цар. 13:18)]]. ...В приключениях Иосифа есть такие сходства с состоянием уничижения и прославления Иисуса Христа, что многие принимают оные за образ сих состояний. Иосиф — сын, любимый Иаковом паче всех сынов его. Иисус — Сын Божий возлюбленный, в коем все благоволение Бога Отца [[new:mf:03:17|(Мф. 3:17)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду** //Что такое разноцветная одежда Иосифа, и что означает виденное им во сне о приходе и поклонении ему отца и братьев?// Весь Израиль, то есть ум, видящий Бога, делает для своего сына Иосифа, то есть «рожденного по Богу», цветную одежду, то есть облекает нравственным тропосом [жизни, украшенным] разноцветьем добродетелей. Ему-то — а [имя] Иосиф переводится как «прибавление», — и поклоняются отец, мать и братья; ведь всякому прибавляющему и умножающему меры добродетели и ведения поклоняются закон естества и вскармливающее чувство, склоняющиеся вместе с соответствующими им логосами природы и чувства. Однако Иосиф означает и Господа, и поэтому справедливо говорится, что Бог и Отец делает Своему природному Сыну **цветную одежду**, то есть плоть, воспринятую от нас ради нас и расцвеченную Божественными добродетелями, как говорится в псалмах: //Ты уготовил мне тело// [[old:ps:039:07|(Пс. 39:7)]]. Иудеи, братья по плоти, //сняв// [[old:gen:37:23|(Быт. 37:23)]] эту [одежду], //вымарали ее кровью// [[old:gen:37:31|(Быт. 37:31)]] страсти. Ему поклонились отец, мать и двенадцать братьев, то есть Закон, поклонение и верующие из двенадцати колен. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== И Иосиф, наилучший, не по милости удостоился царства. Ибо, будучи еще юношею, украшался многими добродетелями; потому и отец любил его больше других сынов своих. Когда же увидел, что Иосифу завидуют, врачуя уязвленных ревностью, сказал, что происходит его любовь не от добродетели сына, но от того, что рожден он последним. Но что было это только предлогом у отца, хотевшего угасить возгоравшуюся к Иосифу зависть (ибо подстрекаемые ею братья составили на Иосифа злой заговор), явствует это из следующего. Если бы отец любил Иосифа за то, что тот был рожден позднее других, то справедливо было бы более любить родившегося еще позднее, — а это был Вениамин. Но как сказал я, Моисей выставил на вид только мудрый предлог отца. А что Иосиф, будучи еще юношею, украшался высокими добродетелями, показали и его молодость, и всякой другой возраст, не только не утративший первоначальных добродетелей, но еще увеличивший их и соделавший более цветущими. Ибо, какою добродетелью не был увенчан Иосиф? Два раза он был продан, но не утратил благородства. Любим был господином за честность нрава, и не надмило его это до высокомерия. Любим был госпожею, и не изменил целомудрию. Оклеветан, и перенес это мужественно. Стал узником, и не упал духом. Провозгласила о себе мудрость его, потому что истолкование снов оправдалось самым делом, и не огорчился он, что не порадели о нем царские рабы. Стал царствовать, и соблюл великодушие, не подвергнув наказанию оклеветавшую его. Имел братьев в своей власти, и не только не отомстил им, как врагам, хотя и не был ими узнан, но даже наградил их, как благодетелей. Правил египетским царством, и прославляли его за мудрость и человеколюбие. И во всяком возрасте к прежним памятникам своих побед прибавлял он новые. Поэтому никто из бедствующих да не падает духом, но да привьет к себе семя любви к добродетели и непременно прославится или здесь, или там. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду** Вместо «разноцветной одежды» Акила перевёл «одежду ἀστραγάλειος», то есть «до пят». Симмах перевёл «одежду маникату» (от лат.: manus – «рука». – Прим. перев.), то есть либо она спускалась до пят и при этом руки мастера украсили её удивительным разноцветным рисунком, либо у неё были рукава. Ведь древние люди чаще нас носили одежду с короткими рукавами. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду** Особенная любовь Иакова к Иосифу мотивируется тем, что последний был сыном старости его. Но Иссахар и Завулон, сыновья Лии, родились у Иакова почти одновременно с Иосифом [[old:gen:30:18|(Быт. 30:18–23)]], Вениамин же был еще моложе Иосифа лет на 15. Поэтому свидетельство Библии может быть восполнено показанием Иосифа Флавия, что Иаков любил Иосифа как рожденного Рахилью (после долгих ожиданий) и отличившегося красотою (εὐγένεια) тела и добродетелью души (Ant. 2:2, 1). Преимущественную любовь свою к Иосифу Иаков выразил тем, что сшил ему как бы первенцу (ср.[[old:gen:27:15|Быт. 27:15]] — о богатой одежде Исава) особую одежду, //ketoneth passim//. По буквальному значению еврейского слова //pas//, это — //«одежда оконечностей»,// т. е. длинная с рукавами туника (//tunica manicata et talaris// — Гезен., по Акиле и Симмаху); в таком виде надо представлять себе //ketoneth passim// и дочери Давида Фамари [[old:2ts:13:18|(2 Цар. 13:18)]]. Но LXX толковников (также слав.-русск.) передают: χιτῶν ποικίλον, //хитон разноцветный,// и обычаи Востока, древнего и нового, — употребление преимущественно цветных материй для костюмов (ср. [[old:2ts:01:24|2 Цар 1:24;]] [[old:pr:31:22|Притч 31:22]]) дают вероятность этому переводу (Vulg.: «tunicam polymitam»). На одной из страниц Бени-Гассана семиты изображены в одеждах ярких цветов. **//Толковая Библия.//** [<10>]