[<10>] ====== Толкования на Быт. 37:35 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его** Думаю, что и это для них было новым ударом. Видя, какую сильную любовь выражает отец к тому, которого уже нет, который считался растерзанным зверями, братья еще более снедались завистию. Но они за свою жестокость к брату и к отцу не заслуживают никакого снисхождения. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 61.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его** **С печалию пойду к сыну моему в шеол**. שאול знаменует //глубокое подземное и мрачное место// [[old:vtor:32:22|(Втор. 32:22]]; [[old:iov:26:06|Иов. 26:6]]; [[old:is:14:11|Ис. 14:11]]; [[old:ion:02:02|Ион. 2:2-3)]], //гроб// [[old:ps:140:07|(Пс. 140:7]]; [[old:is:14:15|Ис. 14:15)]], в отличение от слов בור //бор//, קבר //кебер// и קבורה //кебура// — состояние умерших. Сие значение по необходимости должно иметь место в пророчестве Исаии о царе Вавилонском, который представляется //нисходящим в шеол// [[old:is:14:09|(Ис. 14:9)]] и в то же время //лишенным гроба// [[old:is:14:18|(Ис. 14:18-19)]]. В словах Иакова схождением к сыну в //шеол//, подобно как в истории Авраама //присоединением к народу своему// [[old:gen:25:08|(Быт. 25:8)]], указуется общее состояние по смерти. Подобные выражения в одном и том же разуме совокупляются у Иезекииля [[old:iez:26:20|(Иез. 26:20)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его** Хотя и передано с тщательностью истинными [наставниками], что в здешней жизни нет мысли, которая не подверглась бы полному расхищению из-за хищничества страстных побуждений, я говорю это с уверенностью — и я не страшусь силы опыта, — что тот, кто облачен в одежду плача в помышлении своем, не только непобедим для страстных побуждений или силен в брани с ними и победоносен — то есть они совсем не дерзают показываться [ему] в намерении сражения, — но даже и издалека не дерзают они проходить перед тем [местом], где находится душа, у которой устроен дом скорби в разнообразных стенаниях о грехах ее. И, как сказано блаженным Иаковом, в могиле она [т. е. душа] устроит обитание свое, пока снова не встретится с возлюбленным Иосифом. Я не соглашусь сказать, что сладость страстей войдет туда, где есть горечь плача. Я же говорю, что дело плача безопасно, и надежно, и превыше страха. //**Слово 76. Краткие главы.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его** Из дочерей Иакова доселе [[old:gen:34:start|(гл. 34)]] упомянута только Дина; другие могли быть не упомянуты в родословной таблице, или (по объяснению Мидраша, Розенмюллера и др.) здесь дочерьми названы невестки Иакова. «Преисподняя», евр. //scheol// (от гл. //schaal//, //требовать//, — место, которое неумолимо зовет в себя всех людей, [[old:is:05:14|Ис. 5:14]]) — не могила, которой не было, по мысли Иакова, у Иосифа (ибо он почитал его растерзанным зверями), но таинственное жилище умерших. Как и выражение священнописателя (об Аврааме, Исааке) «приложился к народу своему» ([[old:gen:25:08|Быт. 25:8]]; [[old:gen:35:29|35:29)]], представление патриархального периода о числе — свидетельство веры патриархов в бессмертие. **//Толковая Библия.//** [<10>]