[<10>] ====== Толкования на Быт. 38:10 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его** См. Толкование на [[old:gen:38:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 38:1]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его** См. Толкование на [[old:gen:38:07#prp_efrem_sirin|Быт. 38:7]] ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его** Блудной страсти три вида. Первый совершается через совокупление одного пола с другим. Второй производится без смешения с женщиной, за что, как сказано, от Господа был поражен Онан, сын патриарха Иуды, и что в Священном Писании называется нечистотой. В этой связи апостол: //Безбрачным же и вдовцам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться// [[new:1kor:07:08|(1 Кор. 7:8-]][[new:1kor:07:09|9)]]. Третий вид совершается в уме и в сердце, об этом Господь сказал: //кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем// [[new:mf:05:28|(Мф. 5:28)]]. Эти три вида блаженный апостол указал в следующем стихе: //умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, похоть// и т.д. [[new:kol:03:05|(Кол. 3:5)]]. //**Собеседования.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его** Малакия столь ненавистна Богу, что за нее Он умертвил Онана, сына Иуда, сына Иакова, который первый явил это зло на земле. От него малакия и стала называться онанизмом. «**Зло же явися пред Богом, яко сотвори сие: и умертви и сего**». По мнению некоторых дидаскалов, Бог, ненавидя столь сильно гордых философов-эллинов, попустил им быть одержимыми этим грехом в наказание за их идолопоклонство. Ибо, зная Бога, они не прославили Его как Бога. Такой вывод делается из тех слов, что говорит о них божественный Павел: «//То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела//» [[new:rim:01:24|(Рим. 1:24)]]. Потому в них явилась малакия, во время которой тело действует и страдает само в себе. Малакия, говорит преподобный Иоанн Лествичник (Слово 15), это блуд, происходящий без другого тела. От нее пал тот великий отшельник, о котором сказал божественный Антоний, что великий столп пал. Малакию он называет смертью и погибелью (слово 15), которая всегда находится и вращается рядом с нами, особенно во время юности. Поэтому трудно отстать от нее и покаяться тому, кто уловлен был ею хотя бы один раз. Почему и один дидаскал уподобляет ее великой диавольской и адской сети, которой увлечен в погибель мир. И многие уловляются ей, но лишь немногие освобождаются от нее. И радуется сердце диавола об улове, который он совершает благодаря этой сети. Он совершает каждение этой сети, потому что поймал ею много еды и много душ, как говорит Аввакум: «//Скончания удою восхити и привлече его мрежею и собра его сетьми своими: сего ради возвеселится и возрадуется сердце его: сего ради пожрет мрежи своей и покадит сеть свою, яко теми разблажи часть свою и пищи своя избранныя//» [[old:avm:01:15|(Авм. 1:15-]][[old:avm:01:16|16)]]. Что и говорить много? Малакия причиняет не только вечный вред душе, но и вред телесному здоровью. Вред душе, потому что лишает ее Царства Небесного и осуждает ее на вечную муку, как говорит Павел: «//Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии… Царства Божия не наследуют//» [[new:1kor:06:09|(1 Кор. 6:9)]]. И хотя Златоуст под малакийцами понимает распутных, а Феофилакт (Болгарский – переводчик) – тех, «над которыми совершается постыдное» (Толкования на Новый Завет Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Спб., изд. Сойкина, без года, с. 430), но многие дидаскалы толковали это в буквальном смысле. Потому что по вине малакии душа теряет девство, которое драгоценнее всего в мире. Если потеряешь его один раз, то уже не вернешь никогда. Потому что по ее «вине душа приносит диаволу жертву – семя своего тела, как говорит святой Мелетий Исповедник. Причиняет она вред и телу, потому что, как говорят врачи, малакийцы: а) желтеют; б) желудок их становится слабым; в) слабеет зрение их глаз; г) они теряют голос; д) теряют сообразительность и остроту ума; е) теряют память; ж) теряют сон, который бывает с какими-то смущающими сновидениями; з) их тело начинает дрожать; и) теряют все мужество тела и души; к) за этим следует апоплексия; л) затем – частое истечение во сне, даже когда не спят; м) они быстро стареют и умирают злой и жалкой смертью. Итак, этот грех – как чума и погибель человеческого рода. Она и здесь толкает малакийцев проводить жалкую и окаянную жизнь, и в иной жизни мучиться вечно в огне геенны. Для малакийцев есть два лекарства: 1) принять твердое решение в своем сердце не совершать более этого греха; 2) не прикасаться рукой и вообще не смотреть на тайные уды без великой нужды. //**Руководство к исповеди.**// ===== Ориген ===== **Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его** Всякий, кто сеет на плоть (ср. [[new:gal:06:08|Гал. 6:8]]) и собирает дела плоти на земле (ср. [[new:gal:05:19|Гал. 5:19]]; [[new:mf:06:19|Мф. 6:19]]), уподобляется Онану, вследствие чего и умерщвляется Богом. //**Избранные комментарии на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его** См. Толкование на [[old:gen:38:06#lopuxin_ap|Быт. 38:6]] [<10>]