[<10>] ====== Толкования на Быт. 38:13 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-16 **И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой. И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне** Узнав об этом, «Фамарь решилась обманом разделить ложе со свекром и от него родить детей, — не ради похоти плотской, а для того, чтобы не остаться без имени. Впрочем, в этом деле было и промышление Божие, почему намерение ее и исполнилось на самом деле» (Иоанн Златоуст, Бес. 62, 662). При всем том Писание не восхваляет и даже не оправдывает поступка Фамари (не лишенного самоотвержения ее с опасностью для чести и для жизни). Место, где села Фамарь в ожидании Иуды, называется в [[old:gen:38:14|ст. 14]] и [[old:gen:38:21|21]] //Enaim//, что Тарг., Мидраш, многие еврейские толкователи и Vulg.: («//in bivio itineris//») понимают в смысле нарицательного: «//2 источника//», «//2 дороги//» и под.; но вероятнее передача LХХ-ти «πρὸς ταῖς πόλαις Αιναν», — //Енаим или Генан будет тогда именем города в Иудином колене// [[old:nav:15:34|(Нав. 15:34)]], между Одолламом и Фамной. Здесь, подобно блудницам, обычно выходившим на улицы и людные дороги[[old:pr:07:12| (Притч. 7:12]]; [[old:ier:03:02|Иер. 3:2)]], садится Фамарь при дороге (может быть, на распутьи 2-х дорог, как может указывать двойств. ф. //Enaim// и замечание [[old:gen:38:16|16 ст.]]: //«поворотил к ней»//), закрыв предусмотрительно лицо свое покрывалом, чтобы не быть узнанной. Это закрытие лица, однако, не было знаком принадлежности женщины к сословию блудниц (Ревекка при первой встрече с Исааком тоже покрывается покрывалом [[old:gen:24:65|Быт. 24:65)]], и не потому Иуда [[old:gen:38:15|(ст. 15)]] принял Фамарь за проститутку, а скорее по местонахождению Фамари в публичном месте и по другой обстановке, которая побуждала Иуду усмотреть в Фамари что-то вроде служительницы Астарты или вавилонской Мелитты, — //qedeschah// [[old:gen:38:21|(ст. 21)]]; о культе этого рода у вавилонян говорит Геродот (2:199). **//Толковая Библия.//** [<10>]