[<10>] ====== Толкования на Быт. 38:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена** Велико негодование! Ужасная казнь, потому что грех казался великим. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 62.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена** **И пусть сожгут ее**. В законе Моисеевом обыкновенной казнью любодеяния было побиение камнями [[old:vtor:22:21|(Втор. 22:21-24)]], а строжайшею — сожжение [[old:lev:21:09|(Лев. 21:9)]]. Так и Филистимляне сожгли жену Самсона за вступление в иное супружество [[old:sud:15:06|(Суд. 15:6)]]. Преступления сего рода тяжелее наказываемы были в женском, нежели в мужеском поле. Сей обычай оправдывать [Видимо, свт. Филарет имеет в виду точку зрения той эпохи. В Православии прелюбодеяние считается одинаково тяжким для обоих полов (см. свт. Иоанн Златоуст. Беседы о браке)] можно тем, что прелюбодействующая жена вносит в род и наследие дома чуждое семя, затмевает чистоту происхождения племен, толико важную во время ожидания обетованного семени. Власть, которою осуждает Иуда невестку свою, есть власть начальника дома (эмира), полномочная дотоле, доколе некоторые права ее не были перенесены на власть гражданскую. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 24-26 **Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость.ьИуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более** **Бысть же по трех месяцех, поведаша Иуде... соблуди Фамарь... и се, во утробе имать от блуда**. И Иуда, увидев, что оправдываться ей трудно, определил сжечь ее. Жители Хеврона собрались уже сопровождать ее на сожжение. Тогда Фамарь представляет своих свидетелей и посылает их к Иуде с родственниками его, прося сказать ему: **от человека, егоже сия суть, аз во утробе имам**. И когда Иуда увидел дары свои, удивился вере жены. Уже простерши руку взять их, обратился мыслью к тому времени, когда давал их Фамари, и сказал: **оправдася Фамарь паче мене**, то есть она настолько праведнее меня, насколько грешнее были сыновья мои, потому что не дал я ей Силома, сына моего. Она праведна, тогда как я по одной лукавой мысли моей отказал ей в сыне моем Силоме. Так Иуда, несправедливо отказавший Фамари, когда просила она о законном браке, оправдал ее, когда впала она в блуд. И ту, которую изгнал за смерть двух первых сынов своих, возвратил к себе и принял в свой дом за других двух сынов, но не имел ее себе женой, потому что была она женой двух первых сынов его. Не взял себе также и другой жены, потому что была она матерью других двух сынов его. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена** Как приговор Иуды (единоличный) над невесткой (обрученною Шеле) по подозрению в блуде характеризует патриархальный уклад жизни — в отличие от ограничений родительской власти в законе Моисея ([[old:vtor:21:18|Втор. 21:18]] и д.), так и род наказания — сожжение — указывает на дозаконную, патриархальную ступень еврейского уголовного права; может быть, эта казнь позаимствована Иудой у соседних филистимлян (по [[old:sud:15:06|Суд. 15:6]], филистимляне сожгли жену Самсона за измену ее мужу). Между тем по закону Моисееву нарушительница супружеской верности была побиваема камнями [[old:vtor:22:21|(Втор. 22:21)]], сжигалась же только впавшая в блуд дочь священника [[old:lev:21:09|(Лев. 21:9]]; поэтому традиция иуд. считала и Фамарь дочерью священника, по раввинам — дочь Сима или Мелхиседека, Beresch. r. Раr. 85, s. 421). Возможно, наконец, что сожжение Иудою было назначено Фамари, как (предполагаемой) жрице Астарты [[old:vtor:07:25|(Втор. 7:25;]] [[old:vtor:12:03|12:3)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]