[<10>] ====== Толкования на Быт. 38:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более** Иуда, узнав эти вещи, сказал: **«оправдася паче мене, яко не дах ее Силому сыну моему»**. Что значит: **«оправдася паче мене?»** Значит: она невиновна, а я сам себя подвергаю осуждению и открываю свое преступление, хотя никто не обличает меня; или – лучше сказать – у меня есть сильный обличитель: залог, который я дал ей. Потом, опять извиняя Фамарь, говорит: **«яко не дах ее Силому сыну моему»**. Может быть, так сделалось и по особой причине, о которой я вам скажу. Именно: Иуда думал, что Фамарь была причиною поражения Ира и Авнана смертию, и, опасаясь того же относительно Силома, он не дал ей этого сына, хотя и обещал. Чтобы он уверился на самом опыте, что не она была причиною смерти детей его, а сами они понесли наказание за свое злонравие (так как сказано: //«уби его Бог»//; и опять – о другом сыне: //«умертви и сего»//), для этого он, по неведению, впадает в кровосмешение с своею невесткою, и тогда самым делом убеждается, что не по ее вине, а за свой злой нрав наказаны его сыновья. Сознав свой грех и освободив от наказания Фамарь. Иуда **«не приложи**, – сказано, – **к тому познати ю»**; тем он показал, что и прежде не совокупился бы с нею, если бы узнал ее. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 62.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более** См. Толкование на [[old:gen:38:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 38:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более** **Она правее меня**. По свойству языка еврейского (см. пример [[old:iez:16:51|Иез. 16:51-52]]), не то сие значит, чтоб Иуда признавал Фамарь совершенно невинною, но что себя самого находит он более виновным, нежели она. Вина Иуды очевидна в том, что он коварно лишил Фамарь супруга, принадлежащего ей по закону или силу закона имеющему обычаю, и таким образом соделался виною всех следствий сего лишения; и в том, что решился на явное и никакими обстоятельствами не извиняемое любодеяние. Фамарь также не может быть оправдана, потому что, сознавая себя привязанною законом к сыну Иуды, она должна была видеть в совокуплении с самим Иудою прелюбодеяние и кровосмешение; и потому что лучше было ей за претерпеваемую несправедливость ожидать возмездия от Промысла, нежели коварство противопоставлять коварству и беззаконию беззаконие. С другой стороны, если преступление любодейства состоит в нечистом вожделении [[new:mf:05:28|(Мф. 5:28)]], которое по всем признакам никакого в поведении Фамари не имело участия; если она не имела иного желания, как исполнить свои обязанности по своему, хотя не довольно чистому разумению, и на сей единый конец с опасностью самой жизни отважилась: оставив дом отеческий, искать возвращения в иноплеменный род, в семейство свекра, к ней несправедливого — то можно ли сделать о ней строжайший приговор, нежели какой дал Иисус Христос о приведенной к нему прелюбодеице: //кто из вас без греха, пусть первый бросит на нее камень осуждения// [[new:in:08:07|(Ин. 8:7]], [[new:in:08:11|11)]]. **Потом он не познал ее более**. Иуда исповедует чрез сие закон, осуждающий кровосмешение. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более** См. Толкование на [[old:gen:38:24#prp_efrem_sirin|Быт. 38:24]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более** А Иуда, будучи четвертым, за нелицеприятный суд и правый приговор удостоился царства. Поскольку, когда многие, скрывая свои прегрешения, осуждают других, Иуда произнес приговор на себя, а ту, которую сочли любодейцею, избавил от наказания, то за сие справедливо удостоился он царства. Потому что священствовали потомки Левиины, и царствовали потомки Иудины, не по жребию получив сие, но в награду за добродетель. Посему, когда некоторые происходящие от Рувима в пустыне, почитая себя достойными священства, по причине происхождения от первородного, восстали на посвященных, думая, что Моисей по милости отдал священство их брату и племянникам, тогда поражены они были с неба громами и молниями. И наказание это подтвердило, что право священства принадлежит не старшинству, но добродетели. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более** В еврейском тексте стоит: «_она оправдана из-за меня», потому что, конечно, она не была праведна, но по сравнению со своим свёкром совершила меньший грех. Ведь она вовсе не к ветреной распущенности стремилась, а искала способа продления рода. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более** Скромное напоминание Фамари пробуждает в Иуде упреки совести и он (по вдохновению свыше, говорит Мидраш) открыто, всенародно признает свою виновность перед Фамарью и принадлежность ему будущих детей ее; кроме того, пробудившееся нравственное чувство (в связи с так называемой honor naturalis) заставляет его отказаться от дальнейшего сожития с невесткой. **//Толковая Библия.//** [<10>]