[<10>] ====== Толкования на Быт. 39:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки** Иосиф, сказано, не хотел этого; не повиновался, не слушал ее речей: он знал, что это дело принесет ему погибель, – и не только о себе думал, но старался, насколько возможно, удержать и ту от такого безумия и преступного пожелания. Он внушает ей мысли, могущие и пристыдить ее и довести до сознания собственной ее пользы. **«И рече**, – сказано, – **жене господина своего** (госпожа получает совет от раба!): **аще господин мой**, – говорит, – **не весть мене ради ничтоже в дому своем, но вся, елика суть ему, вдаде в руце мои»**. Какая благопризнательность человека! Смотри, как он исчисляет благодеяния своего господина, чтобы показать, какую неблагодарность оказывает она своему супругу. Я, говорит он, раб, чужестранец, пленник, пользуюсь у него такою доверенностию, что все в моих руках, и он ничего не исключил из моей власти, кроме только тебя; над всеми здесь я начальствую, а только тебе одной подчинен и только ты находишься вне моей власти. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 62.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки** Верно сказано: //жена господина//, а не «госпожа» о той, которая не смогла вынудить того, чего захотела добиться. В самом деле, каким образом является госпожой та, которая не имела действительного господства, которая не соблюла поведения госпожи, которая доставляла лишь соблазн сладострастия для рабов? Тот поистине господин, кто не принимает пламени любовницы, кто не чувствует оков сводницы, кого не страшит никакая боязнь смерти, кто скорее желает умереть свободным от обвинения, чем избрать соучастие в преступной власти. Тот поистине свободен, кто считал позором не воздать за благосклонность. //**Об Иосифе.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки** См. Толкование на [[old:gen:39:07#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 39:7]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки** **И сказал жене господина своего** и проч. Краткая следующая речь Иосифа исполнена мудрости. Зная, что порок скорее раздражается, нежели вразумляется открытым обличением, он скрывает обличение прелюбодеяния в простоте отречения от него. Зная, что страсть удобнее принимает впечатления других страстей, нежели чистые внушения истины, он старается постепенно возвести ослепленную женщину от низких к высоким чувствованиям и отвлечь ее от преступления, во–первых, мыслию о неблагодарности: **вот, господин мой не знает при мне ничего в доме** и проч.... //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом** Увещания Иосифа отличаются полнотой и обстоятельностью: он указывает на следующие моменты, которые должны были бы отрезвить преступную жену: 1) чувство благодарности своей к Потифару, которое не могло допустить преступной связи его с женою его; 2) чувство чести и личного достоинства (//«нет больше меня»//); 3) напоминание женщине о супружеских обязанностях (//«ибо ты жена ему»//); наконец 4) чувство вездеприсутствия и страха Божия, равно и святости закона нравственного (//«как согрешу»//). [<10>]