[<10>] ====== Толкования на Быт. 39:11 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 11-15 **она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон, кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом, и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон** **Бысть сицевый некий день, и вниде Иосиф в дом делати дела своя, и никтоже бяше от сущих в дому внутрь; и ухвати госпожа за ризы глаголющи: лязи со мною** Велико достоинство целомудрия! Госпожу оно сделало рабою раба. Разжена была стрела блуда, но она не нашла в душе сгараемаго вещества и угасла в одежде. Она говорила: «**лязи со мною**», а целомудрие гласило юноше напротив: бодрствуй со мною, и он на деле показал неусыпность. Ибо бодрость духа не воздремала от прельщений, ум не заснул от очарований. Но для него горьче брани был голос госпожи, приказывавшей: «**лязи со мною**». Готовым стоял невестоводитель блуда, – диавол, и вместе с блудницею тянул одежды и соучаствовал в ея уловках, но не знал он, что вступил в борьбу с искусным и опытным подвижником целомудрия, хорошо ускользающим от ея уловок; ибо, говорит Писание: "**Оставив ризы своя в руках ея, убеже и изыде вон**". О нагота, более скромная, чем прикрытая одеждою! Что же неистовство египетскаго безпутства? Свои пороки слагает на Иосифа, и прибежав к мужу, говорит: ты ввел к «**нам отрока Евреина наругатися нам**»; ибо он сказал мне: я лягу с тобою. "**Егда же возвысих глас мой и возопих, остави ризы у мене и отбеже**". Опять Иосиф оклеветывается из-за одежды. Прежде, братья, взяв его одежду, при помощи ея злодейственно клеветали на него, что он растерзан зверями; теперь женщина, взявши одежду, оклеветывает его в блудодеянии. К Иосифу прилично применяются слова Господа: «//разделиша ризы моя себе//» [[old:ps:021:19|(Пс. 21:19)]]. Но, о праведное попечение Божие о Иосифе! Он не прославил Иосифа прежде искушений, но в сновидениях показал ему будущее, научая, что издалека еще благоуготовил Он праведным славу; соизволил же искушением испытать юношу, чтобы заградить уста порицателей. Ибо если бы Иосиф не дал опыта (своей добродетели), то порицатели сказали бы, что события египетския дело слепаго случая. Иосиф царствует и отрок повелевает варварами. Какую доблесть оказал он? За какую добродетель достиг сего? Предупреждая такие толки о праведнике, Бог соизволяет на искушение его, чтобы оно было для праведника свидетельством, и заградило уста порицателей. //**На слова Писания: «а блудяй, во свое тело согрешает» (1 Кор. 6:18).**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было** Иосиф имеет оправдание в свидетельстве Священного Писания, потому что он не мог оставить порученной ему господином обязанности. Ведь не достаточно того, что он спокойно вошел внутрь своего дома как человек, который не может быть схвачен, но праведный должен был также предусмотреть, чтобы у безумной женщины не было повода, в противном случае она погибла бы из-за его греха. Тем не менее, когда он увидел, что его противник - это жена его господина, он должен был опасаться оскорбить господина, не исполнив обязанности. В то же время он еще полагал, что ее дерзость заключается в словах, а не в наложении рук. Он имеет оправдание, что вошел, и достоин похвалы за то, что убежал и не счел одежды тела более важными, чем чистота души. //**Об Иосифе.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было** См. Толкование на [[old:gen:39:07#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 39:7]] ===== Лопухин А.П. ===== **случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было** См. Толкование на [[old:gen:39:10#lopuxin_ap|Быт. 39:10]] [<10>]