[<10>] ====== Толкования на Быт. 39:12 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== **она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон** См. Толкование на [[old:gen:39:11#svt_grigorij_nisskij|Быт. 39:11]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон** Словно не свое, он оставил то, что прелюбодейка удержала в своих руках, и посчитал чужим то, к чему бесстыжая могла прикоснуться и схватить. Поистине, велик тот муж, кто был продан, но не познал рабских свойств; был страстно любим, но не полюбил в ответ; был упрашиваем, но не уступил; был схвачен, но убежал. Когда к нему подошла жена господина, его можно было удержать за одежду, но не пленить душой; он не выдержал долго даже самих ее слов, поскольку посчитал скверной, если дольше с ней останется, чтобы от рук прелюбодейки на него не перешло сладострастное возбуждение. Итак, он лишился одежды и освободился от преступления, оставив одеяния, которыми удерживался. Он был раздет, но убежал не голым, поскольку был покрыт одеянием целомудрия, ибо не гол тот, кого не раздела вина. //**Об Иосифе.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон** Наблюдая за домашними делами, она, как зверь, скрежещущий зубами, напала на этого юношу и, схватив за одежды, удерживала его. Не оставим этого без внимания; но подумаем о том, какую борьбу должен был выдержать праведник. Не так чудно было, кажется мне, трем отрокам среди вавилонской пещи остаться без вреда и ничего не потерпеть от огня, как чудно и необычайно то, что этот дивный юноша, будучи удержан за одежду этою бесчестною и необузданною женщиною, не предался ей, но бежал, оставив даже и одежды в ее руках. И как те три отрока, за свою добродетель получив свыше помощь, явились победителями огня, так и этот за то, что употреблял с своей стороны все усилия и оказывал великое постоянство в подвигах целомудрия, получил и свыше великую помощь, чтобы при содействии десницы Божией одержать эту победу и избежать сетей распутной жены. Можно было видеть после того, как дивный юноша вышел обнаженным от одежд, но облеченным в одеяние целомудрия, и как он бежал, как бы от огня и пламени, не потерпев никакого вреда и не только не будучи опален, но став еще более чистым и светлым. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 62.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон** См. Толкование на [[old:gen:39:07#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 39:7]] ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон** В самые ранние времена было так, что Адам оказался нагим, после того как преступил заповедь Божию и совершил тяжкое грехопадение, потому он сам говорит: //голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся// ([[old:gen:03:10|Быт. 3:10]]). Адам сознавал, что он наг, поскольку утратил украшение покровительства Божия; он скрылся, потому что не имел одеяния веры, которое сбросил своим преступлением. Здесь ты видишь важную вещь: Адам был нагим, хотя и не терял своей одежды; Иосиф же, с которого стащили одежду, оставшуюся в руках прелюбодейки, нагим не был. Одно и то же Писание утверждает, что один был нагим, а другой не был. Итак, Иосиф, скорее, лишился одежды, а не остался нагим, потому что он сохранил непорочными одеяния добродетели. Он оставил прежнего себя со своими делами, чтобы облачиться в себя нового, обновленного познанием соответственно образу Творца (ср. [[new:kol:03:09|Кол. 3:9-]][[new:kol:03:10|10]]). Адам же остался нагим, потому что, лишившись данной только ему добродетели, он не смог одеться вновь. Потому одеждой ему стали шкуры ([[old:gen:03:21|Быт. 3:21]]), ибо как грешник он не мог носить одежду духовную (ср. [[new:1kor:15:42|1 Кор. 15:42-49]]). //**Проповеди.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон** **Оставя одежду свою в руках ее, побежал**. Чтобы спастись от действия преступления, Иосиф не заботился о том, что подает случай обвинить себя в преступлении. Трудная и великая победа! Когда должно избрать одно из двух: или казаться виновным, чтобы не быть таковым, или быть, чтобы не казаться; может быть, немногие изберут, но каждый должен избрать первое. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон** См. Толкование на [[old:gen:39:01#prp_efrem_sirin|Быт. 39:1]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон** См. Толкование на [[new:in:14:09#prp_maksim_ispovednik|Ин. 14:9]] ===== Лопухин А.П. ===== **она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон** См. Толкование на [[old:gen:39:10#lopuxin_ap|Быт. 39:10]] [<10>]