[<10>] ====== Толкования на Быт. 40:9 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною** О сне другого человека я не хочу говорить. Вы хорошо помните мои слова, что я уже тогда избегал толкования в случае с тем, чьего исхода я избегаю и от чьей смерти я содрогаюсь. Сначала скажем о том, кто самому себе казался счастливым, пока он был главным виночерпием и считал, что высшая вершина могущества состоит в том, чтобы подавать чашу царю. Вот его слава, вот величие в мире сем: лишившись этой возможности, он скорбел, вернувшись к ней - радовался. Тем не менее это - сон, и все могущество мира - это сон, а не реальность. Итак, он увидел во сне, как ему было возвращено начальственное положение. И Исайя говорит, что так бывает с людьми, которые наслаждаются благополучием в мире сем: человеку во сне кажется, будто он ест и пьет, и пока спит, наполняется пищей или питием, но по пробуждении начинает алкать еще больше; тогда он понимает, сколь ничтожными были пища и питие, виденные им во сне (ср. [[old:is:29:08|Ис. 29:8]]). Точно так же и с тем, кто спит в мире сем и не открывает своих очей для божественных таинств: пока он отягчен сном тела, он полагает, что это мирское могущество имеет некую важность, видя его, словно во сне. Когда же он пробуждается, то понимает, сколь ничтожным является вожделение этого мира. А теперь посмотри на Того истинного Еврея, Того толкователя не снов (ср. [[old:gen:37:05|Быт. 37:5-9]]), а истины и яснейшего ведения, Который пришел от полноты Божества (ср. [[new:kol:02:09|Кол. 2:9]]) и от свободы небесной благодати в эту телесную темницу (ср. [[old:gen:39:20|Быт. 39:20]]); Которого не смогли изменить соблазны мира сего, не могло извратить никакое развращенное мирское вожделение (ср. [[old:gen:39:07|Быт. 39:7-9]]); Который, будучи искушаем, не пал, подвергался нападениям, но не нападал; Который напоследок, будучи схвачен за одежду тела прелюбодейной рукой синагоги (ср. [[old:gen:39:10|Быт. 39:10-15]]), сбросил плоть и взошел свободным от смерти. Прелюбодейка распространила клевету (ср. [[old:gen:39:17|Быт. 39:17-]][[old:gen:39:18|18]]), когда не смогла удержать Того, Кого не устрашила темница и не удержала преисподняя. И куда Он сошел, словно для наказания, оттуда Он освободил других. Где на Него были наложены смертные оковы, там Он разрушил оковы мертвых. //**Об Иосифе.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 9-10 **И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды** Еврейское слово означает три прута, ветви или побега. Евреи произносят это слово как sarigim (שָׂרִיגִ֑ם). **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== __Истолкование сна виночерпия.__ **И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною** Геродот отрицает существование и культуру виноградной лозы в Египте (II кн., 77) и говорит, что египтяне вместо вина пьют пиво, приготовляемое из ячменя. Это свидетельство Геродота было одним из оснований для библейских критиков отодвигать составление кн. Бытия, рассказывающей в рассматриваемой главе (ср. [[old:chis:20:05|Чис. 20:5]]; [[old:ps:077:47|Пс. 77:47]]; [[old:ps:104:33|104:33)]] о виноградниках и виноградном вине в Египте, к позднейшему времени. Но свидетельство Геродота весьма неопределенно, в других же местах своей истории он говорит об употреблении виноградного вина (οῖνος ἀμπελίνος) жрецами и при жертвах (2кн. 37, 39), и даже, подобно Диодору Сицилийскому, Страбону, Плинию, отождествляет Озириса с Дионисом-Вакхом (2кн. 42, 48, 144). Вероятно, поэтому, в указанном месте Геродот говорит лишь о сравнительно меньшем развитии виноделия в Египте, в сравнении с Грецией. Если бы даже понимать это свидетельство в строгом смысле, то и тогда заключение от времен Геродота ко временам Иосифа было бы малостоятельно: 13 веков, разделяющих отца истории от библейского патриарха, могли существенно изменить физиономию Египта (теперь виноградничество в Египте не процветает вследствие запрещения вина исламом). Но наука египтология теперь имеет неоспоримое доказательство в пользу Библии и против Геродота: в окрестностях Бени-Гассана, Фив и великих пирамид на монументах найдены многочисленные изображения картин и виноградничества, и виноделия. То и другое, несомненно, восходит ко временам еще до Иосифа. **//Толковая Библия.//** [<10>]