[<10>] ====== Толкования на Быт. 41:40 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя** Вот как узник внезапно становится царем всего Египта; тот, кто архимагиром был заключен в темницу, теперь царем возводится на самую высшую степень почестей; прежний господин его сверх всякого чаяния видит, что человек, которого он, как прелюбодея, ввергнул в темницу, теперь получил власть над всем Египтом. Видишь ли, что значит благодушно переносить искушения? Поэтому и Павел говорит: //«скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит»// [[new:rim:05:03|(Рим.5:3–5)]]. И вот смотри: скорби (Иосиф) переносил с терпением; терпение соделало его испытанным; а сделавшись испытанным, он стал тверд в уповании, и упование не посрамило. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 63.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя** Святые Отцы, которые с удивлением видят в Иосифе одно из самых поразительных прообразований Иисуса Христа, указывают на соотношения между возвышением спасителя Египта и между славой Спасителя мира. Иосиф, изведенный из темницы, возвышается и получает от самого царя неограниченную власть над всеми народами Египта: Иисус Христос, исходя из гроба победителем смерти, получает от Отца Своего владычество над небом и землей. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя** См. Толкование на [[old:gen:41:44?&#prp_efrem_sirin|Быт. 41:44]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 40-41 **ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою** Фараон поставляет Иосифа одновременно правителем двора своего (такого рода домоправители бывали впоследствии у царей израильских и иудейских, [[old:3ts:18:03|3 Цар. 18:3]]; [[old:4ts:18:18|4 Цар. 18:18]]) и правителем, первым после царя, всей страны. Такое мгновенное возвышение иноземного раба на степень первого министра в государстве вполне совместимо с обычаями и нравами царей-деспотов не только древнего Востока (ср. [[old:dan:02:48|Дан. 2:48)]], но и современного («великий визирь» у турецкого султана, вельможи у персидского шаха нередко достигают своих высоких постов из низкого общественного состояния). [<10>]