[<10>] ====== Толкования на Быт. 43:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним** Это приводило их в изумление и они недоумевали, откуда он знал разность их возраста. Затем, каждому дав часть (снеди), Вениамину дал в пять раз больше. Они не понимали, что это значит, и думали, что просто по некоторой случайности сделано им, как бывает в отношении к малолетним. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 64.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним** **А Вениамину дал часть впятеро больше частей всех их**. Отличая Вениамина, Иосиф и удовлетворяет своей к нему любви, и отдает справедливость его непорочности, и в то же время испытывает, не возбудит ли сие зависти в братьях. **И пили у него довольно**. Не пьянство сим описывается, но довольное употребление вина по обряду пиршества. Пьянство нетерпимо было в древнем Египте. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним** Но обратите внимание: //и опьянел в полдень// (ср. [[old:gen:43:25|Быт. 43:25]], [[old:gen:43:34|34]]). Верно ли это, и возможно ли это понимать буквально, что святой муж опьянел? Опьянел и Ной, но он действительно опьянел; и Иосиф опьянел, и Ной //опьянел в шатре своем// ([[old:gen:09:21|Быт. 9:21]]). Обратите внимание: здесь - тайна. Мы рассмотрим прежде, что это за тайна, а затем истолкуем, в чем ее смысл. После потопа на земле Ной// выпил вина, и опьянел в шатре своем, и обнажились бедра его, и виден был срам его// ([[old:gen:09:21|Быт. 9:21]]). И проходил мимо старший брат и насмехался, младший же брат покрыл его ([[old:gen:09:22|Быт. 9:22-]][[old:gen:09:23|23]]). Все это говорится о Спасителе, что Он испил страдание на кресте: //Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия// ([[new:mf:26:39|Мф. 26:39]]). //Выпил, и опьянел, и обнажились бедра Его// - это означает позор креста (ср. [[new:1kor:01:23|1 Кор. 1:23]]). Проходил мимо старший брат, народ иудейский, и насмехался; младший же, народ языческий, покрыл позор. Поэтому //проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих// ([[old:gen:09:25|Быт. 9:25]]). И вот, это проклятие сохраняется вплоть до сегодняшнего дня. Мы, народ младший, господствуем над народом старшим, иудейским. Таким образом, как Господь опьянел в страдании, так и святые Его изо дня в день пьянеют жаром веры и Духом Святым. Ты, который вчера копил золото, а сегодня его выбрасываешь, не кажешься ли ты безумцем даже для тех, кто не знатного происхождения? Наконец, когда Дух Святой сошел на апостолов, //все они исполнились Духа Святого и начали говорить на иных языках// ([[new:act:02:04|Деян. 2:4]]), поэтому о них говорили, что //они напились сладкого вина// ([[new:act:02:13|Деян. 2:13]]). //**Трактат на Псалмы.**// ---- Особенностью еврейского языка является то, что в нём употребляется слово «опьянение» вместо «изобилия», как, например, в том стихе, где сказано: //«От его каплей будет пьяна цветущая»// [[old:ps:064:11|(Пс. 64:11)]], надо думать, земля, обильно орошаемая дождями. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним** По распространенному на Востоке обычаю, //посылка кушаньев// от старшего на пиршестве выражала (и теперь выражает) почет гостю с его стороны, и увеличенная порция означала особенно большое уважение хозяина к известному гостю ([[old:1ts:09:23|1 Цар. 9:23–24]]; ср. у Гомера Ил. 7:321). Иосиф всем братьям посылает кушанья от стола своего (отсюда — попутно — узнаем, что евреи патриархального периода не гнушались общением пищи с чужеземцами, как начали гнушаться в период подзаконный), а Вениамину — часть в 5 раз большую; по Мидрашу, одну часть он получал наравне со всеми, другую от Иосифа, третью от Асенефы, 4-ю от Манассии, 5-ю от Ефрема. Обильное употребление вина при столе Иосифа не было пьянством, — скорее, мудрый Иосиф, держась пословицы: in vino veritas, мог наблюдать за братьями и тем, какое впечатление производит на них предпочтение, оказываемое им Вениамину. С этою целью он производит последнее тяжкое испытание братьям. **//Толковая Библия.//** [<10>]