[<10>] ====== Толкования на Быт. 45:5 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни** Какая братская любовь! Какое дорогое братство! Ведь даже братоубийственное преступление он простил, говоря, что это было по промыслу Божию, а не по человеческому нечестию, поскольку не людьми он был предан на смерть, а Господом послан для жизни. Да и что же иное означает посредничество Господа нашего Иисуса Христа, превзошедшего всех братьев любовью, когда Он, распятый на кресте, просил за народ: //Отче, прости им, ибо не ведают, что творят// [[new:lk:23:34|(Лк. 23:34)]]. И что иное означает обращение Святости, сказавшей посреди учеников Своих: //мир вам! Это Я, не бойтесь// (ср. [[new:lk:24:36|Лк. 24:36]]; [[new:in:20:19|Ин. 20:19]]; [[new:mf:14:27|Мф. 14:27]]). И когда// они, смутившись и испугавшись подумали, что видят духа//, Он еще раз сказал им: //что смущаетесь, и для чего сомнения входят в сердца ваши ? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня// [[new:lk:24:38|(Лк. 24:38-39)]]. //**Об Иосифе.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни** **Но уже не печальтесь** и проч. Теперь суд над братьями Иосифа оканчивается, и покаянию подается утешение. Дабы облегчить скорбь раскаяния и единожды навсегда прекратить взаимные обвинения и жалобы братьев, Иосиф старается обратить их внимание от их злого дела к благим последствиям, которые извлек из него Промысл. Но слова Иосифа не должны казаться поводом к такому заключению, будто Бог приводит человека ко греху для достижения своих намерений, или будто каждый грешник может успокаивать себя добрыми следствиями своих злых дел. В другой раз Иосиф раздольнее излагает свою мысль [[old:gen:50:20|(Быт. 50:20)]]. Нужно тщательно различать: действие греха в его источнике, который есть свободная решимость воли. С сей стороны оно совершенно зависит от человека и составляет его вину; то же действие в его явлении, в союзе происшествий, в последствиях естественных и случайных. Все сие в руках Промысла, и Его премудростью может быть обращено во благо. Также: состояние нераскаянности во грехе. В нем человек, будучи внутренне раб греха, конечно, не может утешаться тем, что следствия его дел вне его Промыслом обращаются во благо; состояние покаяния. Здесь, поелику свободное начало греха в человеке истребляется и остаются не зависящие от него последствия, то и может он утешать себя тем, что Бог рано или поздно, чрез него же самого или чрез других направит их ко благу и таким образом совершенно изгладит содеянное зло. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни** См. Толкование на [[old:gen:45:03#prp_efrem_sirin|Быт. 45:3]] ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXXII. Паремия на вечерне в среду шестой седмицы Великого поста (Быт. 43:26–31, 45:1–16). В сей паремии повествуется о вторичном в Египте свидании с Иосифом десяти братьев его и о первом свида­нии с ним Вениамина, младшего брата. **Ныне убо не скорбите, ниже жестоко вам да явится, яко продасте мя семо: на жизнь бо посла мя Бог пред вами** См. Толкование на [[old:gen:45:04#ep_vissarion_nechaev|Быт. 45:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни** С великой деликатностью и истинным великодушием стремится Иосиф сгладить острое чувство вины в братьях через указание на Промысл Божий [[old:gen:45:07|(Быт. 45:7, 8]]; [[old:gen:50:20|50:20)]], обративший дело их к доброму концу и сделавший его средством для спасения всей родной Иосифу семьи. Само собой разумеется, что, высказывая братьям свой благонамеренный софизм, Иосиф имел в виду, что они уже достаточно наказаны, раскаялись, а потому достойны прощения и от брата своего, и от Бога. Священное Писание здесь, как и во многих других местах, фактически выражает ту истину, что божественное промышление, не стесняя и не исключая свободы человеческих действий, пагубные следствия их предотвращает и направляет к добру. **//Толковая Библия.//** [<10>]