[<10>] ====== Толкования на Быт. 45:7 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением** **Бог послал меня перед вами**. Повторяя сие, Иосиф, к успокоению, показывает братьям, что не хочет и помнить, как был ими продан, а знает только то, что послан Богом. **Положит вам останок на земле и сохранит вашу жизнь избавлением великим**. То есть положит вас в числе остающихся от глада на земле и сохранит вас в живых в великом числе, между тем как другие соседственные племена или совсем, или большею частью погибают. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== Ст. 7-8 **Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской** Дивны судьбы Твои, Вседержавный Боже! Невинного, молодого, беззащитного отрока продают купцам проезжим. Кто мог подумать, что этот отрок будет со временем спасителем всего рода израильского от конечного его истребления голодом? Бог призрел на обижаемую невинность и наградил терпение Своего праведника истинно по-Божески. Как Владыка всей земли, царей и народов, Он сделал его самым приближенным к царю, **поставил** его **отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской**. Как хорошо благоугождать Богу! Ни один земной царь не наградит так своих усердных слуг, как Господь Своих угодников. За что больше благоволил Господь к Иосифу? За его простосердечие, невинность, богобоязненность. //Как же сделаю я сие великое зло//, говорил он дерзкой госпоже, жене Пентефрия, //и согрешу пред Богом?// Будь и ты такой же, и Владыка твоей жизни будет благоволить тебе. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXXII. Паремия на вечерне в среду шестой седмицы Великого поста (Быт. 43:26–31, 45:1–16). В сей паремии повествуется о вторичном в Египте свидании с Иосифом десяти братьев его и о первом свида­нии с ним Вениамина, младшего брата. Ст. 7-8 **Посла бо мя Бог пред вами** [прежде вас] **ставити вам останок на земли и препитати ваш останок велий. Ныне убо не вы посласте мя семо, но Бог: и сотвори мя яко отца фараону и господина всему дому его и князя всей земли Египетстей** Цель, для чего, – говорит Иосиф братьям, – **я прежде вас приведен Богом в Египет**, состоит в том, чтобы **«оста­вити останок вам на земли»**, т. е. чтобы вы остались в живых, – **«и препитати ваш останок велий»**, т. е. прокор­мить вас, как предназначенных к сохранению для великих судеб. **«Не вы посласте мя, но Бог»**. поелику вы не достигли злой цели, с какой сбыли меня на чужую сторону, и удале­ние меня в Египет послужило только предопределению Божию о спасении чрез меня от бедствий голода вас и египтян, то не могу сказать, что **вы послали меня в Египет**. Нет, – **не вы, а Бог** чрез вас **послал меня сюда**. Не Он, конечно, содействовал вашему поступку против меня, не Он внушил вам злой умысел против меня, – было бы богохульно приписывать Ему участие в вашем грехе, – но Он самые грехи людей, вопреки их воле, обращает к славе Своего Имени, попуская их для достижения Своих святых намерений. – С судьбою Иосифа сходствуют в сем случае судьбы Божии в страдании и крестной смерти Христа – Спасителя: иудеи по личным побуждениям осудили Его на страдания и смерть, но их злое дело попущено было Про­мыслом Божиим для того, чтобы исполнилось предвечное предопределение Божие о спасении людей от вечной поги­бели чрез страдания и смерть Сына Божия [[new:act:02:23|(Деян. 2:23)]]. – **«Сотвори мя яко отца Фараону и господина всему дому его»** Иосиф был как бы **отцом фараону** в том смысле, что без его совета и согласия, как добрый сын без совета и согласия **отца, фараон** ничего не делал, и Иосиф заботился о прокор­млении **фараона** со всем его домом и народом, как отец заботится о своем семействе. Подобно сему царь Тирский именует **отцом** своего ближайшего советника [[old:2par:02:13|(2 Пар. 2:13)]]; Аман именуется отцом Артаксеркса [[old:esf:08:09|(Есф. 8:9)]]. **//Толкование на паремии из книги Бытия//** ===== Лопухин А.П. ===== **Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением** Спасение дома Иакова от голодной смерти с точки зрения истории спасения представляется более важным, чем спасение египтян и др. окрестных народов, поэтому Иосиф говорит, что целью возвышения его было прежде всего спасение семьи отца его. [<10>]