[<10>] ====== Толкования на Быт. 47:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 29-30 **И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему** Многие малодушные люди, когда мы убеждаем их немного заботиться о погребении и не считать делом стоящим особенного попечения – перенесение останков умерших из чужой стороны в отечество, противопоставляют нам эту историю, и говорят, что и патриарх имел такую заботливость об этом деле. Но, как я уже заметил, надобно обратить внимание во-первых на то, что тогда не требовалось такого любомудрия, какое ныне, а далее – на то, что праведник этого желал не без цели, но внушая своим сынам благие надежды, что они некогда, хотя не скоро, возвратятся в землю обетования. И что по этой причине делает он такое распоряжение, в том яснее убеждает нас сын его, когда также говорит: //«посещением посетит вас Бог, совознесите кости моя отсюду»// [[old:gen:50:25|(Быт.50:25)]]. И что очами веры они предусматривали будущее, вот послушай, как он и самую смерть называет упокоением: **«почию**, – говорит, – **со отцы моими»**. Поэтому и Павел сказал: //«по вере, умроша сии вси, не приемше обетований, но издалеча видевше я и целовавше»// [[new:evr:11:13|(Евр.11:13)]]. Каким образом? Очами веры. Итак, никто не должен думать, что это распоряжение было делом малодушия; но пусть и обстоятельствами времени и предведением имеющего быть исшествия их освободить праведника от всякого осуждения. Ныне, когда с пришествием Христовым любомудрие возвысилось, всякий по справедливости осудил бы заботящегося о подобных делах. И пусть (никто) не считает жалким окончившего жизнь свою на чужбине, преставившегося от этого мира в пустыне. Не он достоин сожаления, а тот, кто умирает во грехах, хотя бы он кончил жизнь на своем ложе, в собственном доме, хотя бы в присутствии своих друзей. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 66.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте** Переселение Иакова в Египет и долговременное в нем пребывание представляет вниманию наблюдателя вопрос: что было тогда в мыслях патриарха с обетованием о земле Ханаанской? Сие разрешает дееписатель в настоящем сказании, показывая, что Божие обетование никогда не выходило из мыслей и благочестивых желаний Иакова; и что, следственно, к Египту он был привязан только чрез Иосифа необходимостью, но для оставления его терпеливо ждал мановения свыше. **Положи руку твою под стегно мое** (см. примеч. на [[old:gen:24:02#svt_filaret_drozdov|Быт. 24:2]]). **Сделаешь со мною милость и истину**. Я прошу от тебя как благодеяния, и требую как сыновнего долга к отцу завещающему. **Не похоронишь меня в Египте**. В основании сего желания различные толкователи полагают: обыкновенную любовь потомков к предкам и уважение к месту их погребения; намерение деятельно показать своему дому, что его мысли и желания не должны быть привязаны к Египту, но непрестанно устремлены к земле обетованной; оставить свидетельство своего уверения о непременном возвращении в нее и памятник веры в Бога для отдаленных потомков; усладительную мысль почивать самыми смертными останками во святой земле, где процветать будет истинное Богу служение и где во Христе откроется начаток воскресения мертвых. Первая из сих догадок не изъясняет желания Иаковлева, потому что утешение соединить гроб свой с гробами предков тогда только может быть действительно, когда земля гробов сих есть верное и безопасное местопребывание потомков. Притом, дабы почивать с предками, все патриархи долженствовали бы нести свои гробы в землю Халдейскую. Последняя догадка предполагает в патриархе слишком обширное и подробное ведение будущего. По соображению сего с изъяснением чувств патриарха у апостола [[new:evr:11:21|(Евр. 11:21)]] вторая догадка получает качество достоверности. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 29-31 **И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему. И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели** **Приближишася же дние Иакову еже умрети... и рече Иосифу... подложи руку твою под стегно мое**. Как Авраам заклинал Елиезера заветом обрезания, так клялся и Иосиф Иакову, что погребет его **со отцы его,** и Иаков **поклонися... на верх жезла его**. **//Толкование на книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте** Обряд клятвы через подложение руки под бедро того, кому дается клятва, дважды упомянутый в кн. Бытия — о клятве раба Авраамова [[old:gen:24:02|(Быт. 24:2)]] и о клятве Иосифа, всегда представлялся загадочным, тем более, что ни в последующей библейско-еврейской истории, ни в истории других народов он не встречается. Во всяком случае обряд этот имел отношение к //потомству// Авраама [[old:gen:24:02|(Быт. 24:2)]] и Иакова (в данном месте), поскольку потомки представляются вышедшими из чресл патриарха [[old:gen:46:26|(Быт. 46:26]]; [[old;ish:01:05|Исх. 1:5)]], и налагал на клянущегося обет верности не только в отношении лично принимающего клятву, но и в отношении к его потомству. Усматриваемое здесь некоторыми толкователями отношение к культу Фаллюса (Фаллоса?) совершенно невероятно; скорее — с иудейскими толкователями можно видеть в данном обряде указание на обрезание, с некоторыми христианскими — на обетованное в первоевангелии Семя жены. [<10>]