[<10>] ====== Толкования на Быт. 47:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели** После того, как Иаков заповедал сыну касательно погребения, и Иосиф отвечал: //«аз сотворю по словеси твоему»//, – Иаков сказал: **«кленися мне: и клястся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его»**. Посмотри на этого старца, человека уже преклонных лет, патриарха, поклонением выражающего уважение к Иосифу, и самым делом показывающего теперь исполнение сновидения. Когда Иосиф рассказывал ему свое сновидение, он сказал, говорит Писание: //«еда пришедше приидем аз и мати твоя поклонитися тебе до земли?»// [[old:gen:37:10|(Быт.37:10)]]. Но, может быть, кто-нибудь скажет: как же исполнилось сновидение, когда мать Иосифа прежде умерла и не поклонилась сыну? Но Писание обыкновенно главнейшим означает все. Так как //«глава жене муж»// [[new:1kor:11:03|(1Кор.11:3)]], и притом сказано: //«будета два в плоть едину»// [[old:gen:02:24|(Быт.2:24)]], то, как скоро преклонилась глава, очевидно уже и все тело последует главе. Если отец это сделал, тем более сделала бы это мать, если бы не похищена была от жизни (смертью). **«И поклонися на конец жезла его»**. Поэтому и Павел сказал: //«верою Иаков, умирая, коегождо сына Иосифова благослови. И поклонися на верх жезла его»// [[new:evr:11:21|(Евр.11:21)]]. Видишь ли, что и это самое Иаков сделал по вере, предвидя, что Имевший родиться от семени его будет царского рода? **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 66.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели** **Клянись мне**. Не сыну не доверяет Иаков, но подает ему средство убедить Фараона к исполнению своего желания. **И поклонился Израиль на возглавие одра** (מטה). По греческому тексту: **И поклонился Израиль на верх жезла его**. Чтение семидесяти получает свою важность от свидетельства апостола в Послании к Евреям [[new:evr:11:21|(Евр. 11:21)]]. Оно может иметь двоякий смысл: //Поклонился Израиль на верх жезла его//, то есть Иосифа. Поелику он просил у Иосифа желаемого погребения как милости, то приемля и клятву его как милость, ответствует ему поклонением, которое, впрочем, или по сану отца, или по немощи, или, наконец, по уважению к знамению власти, простирает только до верха царского или властелинского жезла, с которым предстоял ему Иосиф. Толкователи примечают, что теперь‑то наипаче совершается обещанное Иосифу сновидением поклонение солнца [[old:gen:37:09|(Быт. 37:9)]]. По мнению Блаженного Августина, //поклонился Израиль на верх жезла своего//, то есть жезла, которым он поддерживал преклоняемое немощью тело, дабы сидеть на одре. Такое поклонение относиться могло к Богу, как выражение благодарения. Еврейскому чтению следуют Акила, Симмах и Вульгата. Оно также может иметь два смысла: //Преклонился Израиль на возглавие одра//. То есть по окончании собеседования с Иосифом, во время которого сидел на одре своем, уступил немощи своей и возлег. //Поклонился Израиль на возглавие одра Богу//. То есть будучи обнадежен в исполнении благочестивого своего желания, он желал принести благодарение Богу; но поелику не имел сил восстать и поклониться до земли, то поклонился ему на одре в то самое время, когда хотел возлечь. Так и Давид, по воцарении Соломона, поклонился на одре своем и благословил Бога [[old:3ts:01:46|(3 Цар. 1:46-48)]]. Последнее изъяснение, будучи подкрепляемо ясным и несомнительным примером, имеет вкупе и то преимущество, что соглашает два различные чтения текста в один общий разум и, таким образом, делает ничтожными происходящие от сего различия недоумения. //**Толкование на Книгу Бытия.**// Апостол поклонение Иакова на одре своем, на верх жезла своего соединяет с чувствованием веры [[new:evr:11:21|(Евр. 11:21)]]. Особенный предмет сего чувствования, по мнению некоторых, был царствующий Мессия, образ которого видел Иаков пред собою в царственном лице Иосифа. Впрочем, слово апостольское может изъяснено быть и сею более простою и общею мыслию: вера в обетование будущего утешала и радовала Иакова тогда, когда он за надежду быть погребенным в земле Ханаанской от всей силы своей благодарил Бога, как за некий дар. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели** См. Толкование на [[old:gen:47:29#prp_efrem_sirin|Быт. 47:29]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели** И в этом месте напрасно некоторые пытаются представить, что Иаков поклонился на верх жезла Иосифа, то есть что он воздал почесть сыну и поклонился его власти, потому что в еврейском тексте совершенно иное чтение: «И поклонился Израиль, – сказано там, – на возглавие постели». То есть после того, как сын поклялся ему, он, уже не беспокоясь о том, чего просил у сына, поклонился Богу напротив возглавия своей постели. Потому что святой и преданный Богу муж, удручённый старостью, так велел расположить свою постель, чтобы даже лежащему ничто не мешало быть готовым к молитве. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели** См. Толкование на [[old:gen:47:30#lopuxin_ap|Быт. 47:30]] [<10>]