[<10>] ====== Толкования на Быт. 48:5 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои** Поспешил Иосиф, чтобы получить благословение, и даже сыновей своих представил - Манассию и Ефрема, которых благословил Иаков: чтобы было освящено тринадцатое колено от внуков - Манассии и Ефрема - разделенное между ними обоими. Ибо Иаков имел двенадцать сыновей, а Павел должен был стать тринадцатым апостолом, как бы после избранным ([[new:1kor:15:03|1 Кор. 15:3-8]]). Поэтому Павел оказывается не сверх числа отеческих колен и, как выдающийся проповедник Ветхого и Нового Завета, легко подтверждает, что наследие отцовского благословения ему также содействовало. //**О патриархах.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои** См. Толкование на [[old:gen:48:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 48:1]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои** **Пусть будут мои**. То есть Эфраим и Манассия получат право сынов Иакова, по которому, вместо того чтобы при наследовании земли обетованной получить им одну долю под именем Иосифа, каждый из них, наравне с естественными сынами Иакова, получит по целой доле. **Эфраим и Манассия будут мои, также как Рувим и Симеон**. Или в отношении к наследию или в отношении к старшинству. Первая мысль ясно видна из последующих слов, а вторая, по–видимому, с намерением оставляется на догадку. Кажется, что Иаков желает Иосифу дать сугубое наследие, как первенцу от своей первой и единственной, по свободному избранию, супруги; но дабы не огорчить его братьев, дает сему делу иной вид, усыновляя себе сынов Иосифа [[old:1par:05:01|(1 Пар. 5:1-2)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои** Поскольку у Иакова было двенадцать сыновей, от которых произошли двенадцать колен, то он разделил двух сынов Иосифа на два колена, так что всего стало тринадцать колен, ибо колено Иосифа было разделено на два колена по числу двух сынов. Таким образом, Павел не спроста был тринадцатым апостолом вслед за остальными апостолами: он был избран так по числу колен, вслед за чем был послан как апостол к язычникам (ср. [[new:gal:02:09|Гал. 2:9]]). //**О благословениях Исаака и Иакова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои** См. Толкование на [[old:gen:48:01#prp_efrem_sirin|Быт. 48:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 5-6 **И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе** Если кто-то ещё сомневался, что в Египет вошли семьдесят душ сынов Израилевых и что у Иосифа в то время, когда вошёл Иаков, было не девять, а только два сына, то это подтверждается данным стихом. Потому что здесь сам Иаков говорит, что у Иосифа два сына, а не девять. А то, что он говорит: «Ефрем и Манассия будут моими, как Рувим и Симеон», означает: «Как Рувим и Симеон составят два колена, которые будут называться по их собственным именам, так и Ефрем с Манассией составят два колена, произведут два народа и получат в наследство землю обетования так же, как и мои сыновья. А остальные сыновья, которые родятся после моей смерти, – говорит Иаков, тем самым показывая, что они ещё не родились, – будут твоими». «Они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе». Он говорит, что они не получат землю отдельно и у них не будет своих собственных уделов, как у остальных колен, но смешаются с коленами Ефрема и Манассии как прибавление к народу. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе** Усыновление это Иаков нарочито ограничивает двумя сыновьями Иосифа, Ефремом и Манассией, прибавляя, что, если бы родились и еще дети у Иосифа, они уже не составят отдельного колена, а будут причислены к коленам Ефрема и Манассии (других сынов у Иосифа, по-видимому, и не было, [[old:gen:50:23|Быт. 50:23]]; ср. [[old:chis:26:28|Чис. 26:28–37]]). Принимая здесь двух сынов Иосифа в число своих сынов и давая им часть «в знаменах, в посвящении жертвенника, в разделении земли обетованной» (Абарбанель), Иаков этим признает за Иосифом право первородства с его двойной наследственной частью [[old:vtor:21:15|(Втор. 21:15-17)]], — отнятое у Рувима за его преступление [[old:gen:49:04|(Быт. 49:4)]] и передаваемое Иосифу не только в силу исключительного положения его в Египте, как питателя и «князя» братьев своих (ср. [[old:gen:49:26|Быт. 49:26]]), не только как любимому сыну и первенцу любимой жены, но и, без сомнения, по особенному смотрению Божию. Царство в потомстве Иакова им отдано было Иуде, а священство — Левию [[old:gen:49:08|(Быт. 49:8-9)]], но особым благословением его над Ефремом [[old:gen:48:14|(ст. 14,]] [[old:gen:48:20|20)]] было предсказано ему, что и из его рода произойдут цари. **//Толковая Библия.//** [<10>]