[<10>] ====== Толкования на Быт. 48:8 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8-16 **И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это? И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. Иаков сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их. Глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно. Иосиф подвел их к нему, и он поцеловал их и обнял их. И сказал Израиль Иосифу: не надеялся я видеть твое лице; но вот, Бог показал мне и детей твоих. И отвел их Иосиф от колен его и поклонился ему лицем своим до земли. И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли** А что Израиль, будучи первородным и почтенным отличиями первородства, потерял присущую ему славу, и что благодать столь светлой славы перешла к новому и из язычников происшедшему народу, об этом мы не менее прежнего узнаем и из дальнейшего повествования. Ибо сказано: **И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это? И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. Иаков сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их. Глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть [ясно. Иосиф] подвел их к нему, и он поцеловал их и обнял их. И сказал Израиль Иосифу: не надеялся я видеть твое лице; но вот, Бог показал мне и детей твоих. И отвел их Иосиф от колен его и поклонился ему лицем своим до земли. И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла** [[old:gen:48:08|(Быт. 48:8-16)]]. Предстали отроки; старец же вопрошал, чьи они. На это Иосиф отвечал: два сына моих. Затем, когда они приведены были к нему и были близ его, он удостоил их лобзаний и объятий. Так понимаешь ли, каким образом мы, так сказать, незнаемые Богу и Отцу, становимся знаемыми и близкими во Христе? Он приемлет нас, и очень охотно, так как за наше сродство с Ним свидетельство дает Сын и таким образом удостоивает нас любви и призывает к единению, очевидно мысленному и духовному. Образом любви, и весьма ясным, может служить лобзание, а единения — объятие. Посему и премудрый Павел пишет в Послании уверовавшим во Христа, говоря, в одном случае, что ныне //бывшие некогда далеко, стали близки// [[new:ef:02:13|(Еф. 2:13)]], очевидно, когда привел нас Христос, а в другом случае: //Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога// [[new:gal:04:09|(Гал. 4:9)]]. Лицезрения своего удостоивает и познает Бог и Отец одних только тех, которые имеют духовное сродство с Сыном и обогатились от Него и чрез Него духовным возрождением, подобно тому как несомненно и в Египте помазанных кровию агнца Он делал известными Себе, говоря: //и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую// [[old:ish:12:13|(Исх. 12:13)]]. Будучи весьма рад сыну своему, то есть Иосифу, Иаков сказал: **не надеялся я видеть твое лице; но вот, Бог показал мне и детей твоих** [[old:gen:48:11|(Быт. 48:11)]]. Ибо что касается иудеев, то Отец лишен был Сына, так как думая, что Он удержан будет вратами адовыми и вместе с другими будет лежать как мертвец, они предали Его смерти. Но Бог не допустил Начало вождю жизни быть во власти смерти. Таким образом Он ожил, и Отец снова увидел Его, а также и происшедший от Него и в Нем род, то есть уверовавших, //царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел// [[new:1pet:02:09|(1 Пет. 2:9)]]. О них и Сам Христос радуется, говоря: //вот Я и дети, которых дал Мне Бог// [[new:evr:02:13|(Евр. 2:13]]; [[old:is:08:18|Ис. 8:18]]; ср.: [[old:gen:48:09|Быт. 48:9)]]. И привел их Иосиф к отцу; они же поклонились ему. Потом, между тем как Манассия, который был первородным, стоял по правую руку, а младший Ефрем по левую, Иаков, переменив положение рук своих, Ефрема почтил возложением на него правой руки, а Манассию удостоил как бы второй уже чести, возложив на него левую руку, и в таком положении начал благословлять их. Ибо мы приняты в число поклонников первые и как народ последовавший затем, причем нас приводит к Богу не Моисей и не пророки (так как закон не был в состоянии даровать спасение), но Сам Сын; //зане Тем//, как я сказал, //имамы приведение// [[new:ef:02:18|(Еф. 2:18]]; сн.: [[new:rim:05:02|Рим. 5:2)]]. И у Него была цель поставить Израиль выше толпы язычников, так как Иосиф поставил Манассию по правую руку отца. Поелику же он несказанно нечествовал против Него, то Отец и предпочел вторых по времени, то есть язычников. И стали //первые последними, и последние первыми// [[new:mf:19:30|(Мф. 19:30)]]. Благословил же Иаков отроков, именуя Бога питателем своим и Ангела избавляющим его [[old:gen:48:15|(Быт. 48:15-16)]], и таким образом к Богу и Отцу совсем присоединяя Сына, который и устами пророка именуется как //велика совета Ангел// [[old:is:09:06|(Ис. 9:6)]]. Итак, всякая благодать и вид всякого на нас благословения и попечения о нас может быть не иначе, как только чрез Сына от Отца. Так и божественный Павел говорит: //благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа// [[new:ef:01:02|(Еф. 1:2)]]. Между тем тяжело было божественному Иосифу видеть первородного как бы поставленным позади младшего. Но отец разъяснил силу таинства, говоря: //и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ// [[old:gen:48:19|(Быт. 48:19)]]. Затем, немного спустя: //и поставил//, сказано, //Ефрема выше Манассии// [[old:gen:48:20|(ст. 20)]]. Что касается до изволения Христа, то Израиль не утратил своей славы. Так и сказал Он ясно: //Я послан только к погибшим овцам дома Израилева// [[new:mf:15:24|(Мф. 15:24)]]. Поскольку же он //ослеплен// был, как написано [[new:rim:11:07|(Рим. 11:7)]], и, презирая призвание Звавшего его ко спасению, пребыл непокорным, то и поставлен по левую руку, имея меньшую славу. Правда, и он благословляется и возносится, именно в спасенной части своей: и это-то есть остаток, по слову пророка [[old:is:10:22|(Ис. 10:22)]]. Но весьма превознесена Церковь из язычников; она распространяется в собрания народов и больше Израиля, имея преимущество в безмерном множестве уверовавших. Ибо единою и равною благодатию увенчаны мы, и из числа израильтян, и из язычников уверовавшие и оправданные во Христе, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь. ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это?** **Кто это?** По слабости зрения Иаков доселе или совсем не примечал сынов Иосифовых, или думал, не царедворцы ли некие сопровождают Иосифа. Но как согласны чувствования и намерения благочестивых душ, не быв никем соглашаемы! Иаков желает благословением усыновить сынов Иосифа; Иосиф, не зная сего, желает принять от него благословение сынам своим; Иакову надлежало бы требовать Иосифа с сынами к себе; Иосиф, по одному известию о болезни Иакова, предстает пред него точно по его намерению, хотя доселе не знал сего намерения. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-10 **И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это? И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. Иаков сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их. Глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно. Иосиф подвел их к нему, и он поцеловал их и обнял их** //Иаков благословляет их// Плохо уже видевший Иаков [[old:gen:48:10|(ст. 10)]] доселе не замечал присутствие при нем, кроме Иосифа, еще и Ефрема и Манассии, и только теперь увидел их и осведомился об них, затем выразил желание благословить их, наперед отечески облобызав их. **//Толковая Библия.//** [<10>]