[<10>] ====== Толкования на Быт. 48:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли** Слова души благопризнательной, сердца благочестивого, сохраняющего в свежей памяти благодеяния Божии! Он, говорит, – Которому благоугодили отцы мои, Который питал меня от юности до настоящего времени. Который изначала избавлял меня от всех зол и показал столь великое попечение о мне, Он – **«благословит и детища сия, и прозовется в них имя мое, и имя отец моих, Авраама и Исаака, и да умножатся во множество многое на земли»**. Видишь ли вместе и разумение и смиренномудрие, – разумение в том, что проведя очами веры предпочел Манассии Ефрема, – смиренномудрие в том, что нисколько не упомянул о своей добродетели, а (вознес) молитву и преподал им благословение в силу благоугождения отцев и бывших ему (от Бога) благодеяний? **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 66.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли** См. Толкование на [[old:gen:48:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Быт. 48:8]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли** **Ангел избавляющий** (גאל //гоэл//) меня от всех зол. Можно бы подумать, что Ангелом избавителем Иаков называет Ангела хранителя или своего собственно лица, или своего рода. Но слова **да благословит**, относящиеся вместе и к Богу и к Ангелу, не только дают сему Ангелу равное с Богом право, но и совершенное с ним единство. Исайя неоднократно дает имя Избавителя, как отличительное, Богу [[old:is:43:14|(Ис. 43:14]], [[old:is:47:04|Ис. 47:4)]]. Посему не без основания некоторые под именем Ангела избавителя разумеют Сына Божия, который есть //Ангел завета// [[old:mal:03:01|(Мал. 3:1)]] и //Ходатай Бога и человеков// [[new:1tim:02:05|(1 Тим. 2:5)]]. Вместе с сим изъяснением открывается в словах Иакова троякое воззвание к Богу, в котором не трудно приметить некоторое отношение к трем лицам Св. Троицы. Бог, //пред которым ходили отцы// в духе путем освящения, есть Бог Дух Святый. //Бог пасущий//, Датель и Хранитель бытия и сил есть Бог Отец. **Да будет на них имя мое** и проч. Да принадлежат они к тому племени, которое вместе с именами Авраама, Исаака и Иакова наследует данные им от Бога обетования: и да не отсекутся от сего племени наименованием и участию подобно Исаву. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли** См. Толкование на [[old:gen:48:01#prp_efrem_sirin|Быт. 48:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли** См. Толкование на [[old:gen:48:15#lopuxin_ap|Быт. 48:15]] [<10>]