[<10>] ====== Толкования на Быт. 48:20 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии** Наконец, старец объявил, что это таинство в духовном смысле относится к народам. Ибо, когда сын посчитал, что тот ошибся из-за недостатка слабого зрения, и пожелал поменять его руки, говоря: //не так, отец мой, ибо это - первенец; положи на его голову правую руку твою. Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет множество народов// ([[old:gen:48:18|Быт. 48:18-]][[old:gen:48:19|19]]). Наконец, то, что Ефрем должен был быть предпочтен по сравнению со старшим братом, он также пророчески сказал по порядку благословения: **вами будет благословляться Израиль, говоря: Бог да сотворит вам, как Ефрему и Манассии**. И потому, хотя они были внуками, они были приняты вместо сыновей, чтобы им не быть лишенными дедовского благословения. //**О патриархах.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии** Таким образом будут они, говорит, оба славны, так что все будут молиться о том, чтобы достигнуть их славы; однако Ефрем будет первенствовать пред Манассиею. Видишь ли, как благодать Божия предуказывала ему будущее, и он, движимый пророческим духом, благословляет детей Иосифа, созерцая имевшее произойти спустя столь много времени, как настоящее и видимое братьями? Таково пророчество. И как телесные глаза не могут созерцать ничего, кроме видимого, так очи веры взирают не на видимое, а созерцают то, что должно совершиться впоследствии чрез много родов. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 66.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии** **Тобою благословлять будет Израиль**. Иаков соединяет самого Иосифа с его сынами. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии** См. Толкование на [[old:gen:48:01#prp_efrem_sirin|Быт. 48:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии** Торжественное принятие сынов Иосифа в семью патриарха Иакова, вероятно, было необходимо ввиду возможных после его смерти споров между сыновьями его о непринадлежности к семье обетования сынов Иосифа, как рожденных им от дочери жреца египетского. Предупреждая эту возможность, Иаков преподает Ефрему и Манассии нарочито-торжественное благословение и даже обещает им, что вследствие тех действительных благ, какие благословение его низведет на них, оно сделается образцом в Израиле для благословений отцами детей. Без сомнения, последующие поколения в подобных случаях всегда обращались мыслью к данному благословению Иакова. [<10>]