[<10>] ====== Толкования на Быт. 49:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни** Заметь благоразумие праведника: предузнав время своей кончины, он призывает к себе детей, и говорит: **«соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последние дни»**. Придите, говорит, и узнайте от меня не настоящее и не то, что будет в скором времени, но то, что будет в самые отдаленные дни. И это я возвещаю вам не от себя, но по вдохновению от Духа; поэтому я и буду провозвещать события, имеющие быть потом чрез многие поколения. Готовясь оставить эту жизнь, я хочу в каждом из вас напечатлеть память событий, как на медном столпе. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 67.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни** Последнее пророчество Иакова есть одна из таких частей Св. Писания, в которых наипаче открывается всеобщая его целость и единство. Пророчество сие, заключая историю патриархов, служит вместе приготовлением к дальнейшей истории еврейского народа и показывает союз Церкви патриархальной и подзаконной с новозаветною, в чаянии Мессии. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни** Слова Иакова: **соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в последние дни**, являются не благословением, а пророчеством. В самом деле, благословение имеет отношение к тому, кто его получает, в то время как пророчество сбывается, когда совершается определенное дело. Но как же согласуется предложенное объяснение с тем, что говорит Писание: //Вот все двенадцать сынов Иакова; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому своё//? ([[old:gen:49:28|Быт. 49:28]]) Когда объявляются пророчества, а когда призываются благословения? Из этого необходимо понять, что в самих этих словах заключаются одновременно и благословения, и пророчества, так что благословения достигают Того, Кто произошел от Иуды и был прообразован Иосифом, то есть Того, Кто оказался Отчим священником от Левия (ср. [[new:evr:07:14|Евр. 7:14-]][[new:evr:07:15|15]]), в то время как пророчества относятся к тем, кто совершил противоположное и уничижил Сына Божия. //**О благословениях Исаака и Иакова.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Призва же Иаков сыны своя и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни** Иаков, дав обещание сказать будущее и описывая сыновьям, что уже было с ними, поступал не вопреки обещанию, но Божий перст коснулся его чувства, и повелено ему было сохранить приличное молчание. Ибо, намереваясь говорить сынам о имеющем быть от них по Божию домостроительству воплощении, впал в забвение задуманного им, еще не сбывшееся заменив прошедшим. Тебе, сказано ему было, как приобретшему сердце, достойное столь великого таинства, по справедливости вверено и ведение оного, они же не будут иметь одинакового с отцом благочестия. Если в Писании ищем свидетельства сказанному мной, то яснейший из Пророков Исаия, изображая недоумение Иакова и то препятствие в исполнении своего намерения, какое встретил он, одно замыслив и иное сказав по данному ему повелению, говорит о сем так: //еда речеши, Иакове, и что глаголал еси, Израилю, утаися путь мой от Господа, и Бог мой суд отъя и отступи от меня// [[old:is:40:27|(Ис.40:27)]]. Ибо возлюбивший Иакова Бог ничего не отъя у него, кроме исполнения данного сынам обещания, как сказано, по причине предвиденного отступления их от благочестия. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Благословение Иакова** **Призва же Иаков сыны своя и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни**. Ради Иосифа, пришедшего к отцу, и ради отца, близкого к смерти, сыновья Иаковлевы собрались в тот день, и пришли в дом отца, так как они жили не в одном доме, но каждый особо. Иосиф сидел, его окружали братья и ждали, но не столько того, чтобы приять благословение или проклятие, но чтобы узнать, что //срящет их в последния дни//. ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXXIV. Паремия на вечерне в субботу Ваий (Быт. 49:1–2, 8–12). В сей паремии содержится предречение патриарха Иа­кова о судьбе потомства сына его Иуды. Ст. 1-2 **Призва Иаков сыны своя, и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни. Соберитеся и послушайте мене, сынове Иаковли, послушайте Израиля, послушай­те отца вашего** **«Призва Иаков сыны своя»**. Это было во время предсмерт­ной болезни **Иакова**, спустя 17 лет по переселении его в Египет. Всех же лет жития его было 147 [[old:gen:47:28|(Быт. 47:28)]]. У Иакова было 12 **сыновей**, рожденных от Лии (Рувим, Си­меон, Иуда, Иссахар, Завулон), от Рахили (Иосиф и Вени­амин), и от их служанок (Дан, Неффалим, Гад и Асир). Кроме того, на смертном одре он усыновил внуков своих, детей Иосифа: //Ефрема и Манассию//, и преподал им благо­словение [[old:gen:48:start|(Быт. 48)]]. Благословив внуков, **Иаков** теперь **созы­вает** к себе **сыновей** и к ним одним обращается с предсмерт­ной речью, имеющею в еврейском подлиннике стихотвор­ный склад подобно вдохновенной песни Моисея по переходе чрез Чермное море [[old:ish:15:01|(Исх. 15:1-19)]], его же пред­смертным обличениям и благословениям к израильтянам [[old:vtor:32:01|(Втор. 32:1–43]]; [[old:vtor:33:02|33:2–29)]] и пророчеству Валаама [[old:chis:23:24|(Чис. 23–24)]]. Когда **сыновья Иакова** явились на его зов, он до двух раз повторяет: **«соберитеся»**, т. е. **соберитеся** вокруг моего одра, станьте поближе ко мне, чтобы могли удобно расслышать мой слабый старческий голос. **«Да возвещу вам, что срящет вас в последния дни»**. Иаков ощущает в себе движение пророческого духа; пред его духовным зрением открывается в далеком будущем судьба избранного народа, имеющего от него произойти он хочет **возвестить** своим **сыновьям** то, что с ними лично имеет случиться, но именно то, что ожидает их в последния дни, в далеком будущем, следственно хочет возвестить им, как родоначальникам 12 колен, судьбу этих колен. Главным предметом его предска­заний служит занятие будущими 12 коленами земли обе­тованной, имеющее последовать чрез 250 лет по его смерти, распределение их по известным уделам, степень внешнего благосостояния их и их отношения между собою и к внеш­ним врагам. Но в предречении об Иуде взор патриарха обнимает судьбу его потомства не только в земле обето­ванной, но преимущественно в царстве Мессии. //**Толкование на паремии из книги Бытия**// ===== Ориген ===== **И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни** На конец света первым указывает Иаков, когда призывает сыновей своих для завещания и говорит: **соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в последние дни или даже после последних дней**. Если есть //последние дни// или время //после последних дней//, то отсюда с необходимостью следует, что дни, у которых было начало, закончатся. //**О началах.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего** //Иаков предрекает судьбу своих потомков// В высоко-поэтической, боговдохновенной речи Иаков, минуя предстоящую его потомству жизнь в Египте, пророчески рисует картину будущей жизни каждого колена в Ханаане, причем в каждом случае выходит из индивидуальных качеств того или другого сына своего и обстоятельств жизни его, и затем переходит к будущности, то более близкой, то более отдаленной, его поколения — к //«последним дням»// (acharith hajamim, ἐπ ἐσχάτων τῶν ἡμερῶν; Vulg.. in diebus novissimis), что в отношении к важнейшему пункту пророчества Иакова — пророчеству об Иуде означает «не вообще будущее, но будущее завершительное, именно мессианское время завершения всего» (Кейль). Конечно, первое время по поселении Израиля в Ханаане и период судей образуют ближайшие пункты пророческого созерцания Иакова, но пророческая перспектива его далеко не ограничивается этими пределами, да и исторические черты означенного периода полны символического значения по отношению к отдаленному будущему истории спасения. Мессианский смысл выражению «в последние дни» принадлежит и другим библейским пророчествам ([[old:is:02:02|Ис. 2:2]]; [[old:ier:30:24|Иер. 30:24]]; [[old:iez:38:16|Иез. 38:16]]; [[old:dan:10:14|Дан. 10:14]]; [[old:os:03:05|Ос. 3:5]]; [[old:mih:04:01|Мих. 4:1]]; ср. [[new:evr:01:01|Евр. 1:1–2]]). Вообще, в целом и многих частностях, пророчество Иакова является типом патриархальных благословений, облеченных в вдохновенную и поэтическую форму. Блаженный Феодорит на вопрос: почему говорится, что Иаков благословляет детей, когда некоторых проклинает? — отвечает: «последние слова патриарха — не проклятия и не благословения, но предсказания». **//Толковая Библия.//** [<10>]