[<10>] ====== Толкования на Быт. 49:13 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона** Само толкование имени //Завулон// обещает нечто лучшее, поскольку в переводе на наш язык оно означает «освобождение от ночных ужасов». И, конечно же, оно подходит тому, кто //уповает на крылья Господа// и кого окружает истина Его, чтобы он //не боялся страха ночного и вещи, приходящей во тьме// ([[old:ps:090:04|Пс. 90:4-6]]). Следовательно, он говорит: **Завулон при береге морском будет жить**, чтобы, видя кораблекрушения других, он сам был непричастен опасности и чтобы, наблюдая, как другие, скитаясь по волнам в море мира сего, уносятся в разные стороны всяческими ветрами учения, он сам неподвижно держался при помощи корня веры (ср. [[new:1tim:01:19|1 Тим. 1:19]]). Точно так же укоренена и основана на вере святая Церковь, наблюдающая смуты еретиков и кораблекрушения иудеев из-за того, что они отказались от Кормчего, Которого имели. Итак, она живет поблизости от волнений, но не подвергается волнениям и скорее готова к тому, чтобы прийти на помощь, чем сама подвергается опасности: чтобы когда кто-либо из захваченных страшными бурями захочет найти убежище в гавани, Церковь, как спасительная гавань, тут же была наготове и позвала бы с распростертыми руками в лоно своего спокойствия, показав попавшим в беду место надежной стоянки. Итак, церкви в этом веке, как морские гавани, рассеянные по берегам, встречают попавших в беду, говоря, что приготовлено убежище для верующих, куда они могут привести корабли, потрепанные ветрами. В этих церквях //князья Завулоновы, князья Неффалимовы//, как учит Псалом 67 ([[old:ps:067:28|Пс. 67:28]]), из которых одни - освободители от ночной бури, кричащие: //итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света// ([[new:rim:13:12|Рим. 13:12]]), другие же - имеют апостольскую широту и могут сказать: //Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено// ([[new:2kor:06:11|2 Кор. 6:11]]). Сами же они - это те, которые, находясь во мраке, увидели свет великий, как пророк свидетельствует, говоря: //Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом. Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет// ([[new:mf:04:15|Мф. 4:15-]][[new:mf:04:16|16]]; ср. [[old:is:09:01|Ис. 9:1-]][[old:is:09:02|2]]). Итак, наследников этого патриарха Господь Бог поставил наблюдателями за приходом кораблей. Его неусыпная забота и духовное преемство распространились //до Сидона//, то есть дошло до язычников, чтобы милосердие Господа удалило грехи народов. Ведь //Сидон// - это первый сын Хама: того самого, который из-за непочтительности к отеческому благочестию был осужден проклятьем отца (см. [[old:gen:09:20|Быт. 9:20-27]]). Поэтому ночное освобождение, словно бы поставленное в часовые духовного укрепления, чтобы никто не напал на твердыни этой жизни, распространилось вплоть до грешников, совершивших самые тяжкие преступления; и, после того, как было устранено наследование проклятия и даровано наследование благословения, освободило самих сидонцев (которые прежде по упорному суеверию именовались «охотниками за преступлениями», как учит толкование), чтобы там, где была большая вина, теперь была преизобильная благодать (ср. [[new:rim:05:20|Рим. 5:20]]). //**О патриархах.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона** //О Завулоне// **Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона** [[old:gen:49:13|(Быт. 49:13)]]. Мы уже прежде сказали, что исследуя слово предлежащего нам пророчества и стараясь рассмотреть, каково оно и как хорошо исполнилось, мы утверждаем, что одно произошло в нем по подобию тому, что уже раньше сделано было, а другое, полагаю, всякий, имеющий ум, сочтет едва не наглядно изображенным в самом значении имен и проявляющим образ будущего. Это же опять лучше всего можно видеть и на Завулоне, и на прочих. Имя Завулон у людей, весьма хорошо привыкших изъяснять таковые, толкуется как «благоуспешность» и «благословение». Так мы найдем уже некоторых из израильтян благословенными и обогатившимися благоуспешностию во всем угодном Богу. Но только оправданные чрез веру во Христа и просветленные благодатью Святого Духа поистине благословенны и благоуспешны, так что уже без всякой лжи могут восклицать: //Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю// [[old:ps:113:23|(Пс. 113:23)]]. К ним же, думаю, применимо и сказанное блаженным пророком Исайей: //Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника. И на пути судов Твоих// [[old:is:26:07|(Ис. 26:7-8)]]. Этих столь светлых и благословенных Бог всяческих повелел призвать в священный и Божественный двор, так говоря: //Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире// [[old:is:26:02|(ст. 2-3)]]. Но дабы, претыкаясь о встречающиеся на пути соблазны, они не получили замедления на пути к добру, Бог как бы повелел, чтобы был хороший путь, и чтобы очищен был вход, так говоря святым священнодействователям: //Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу!// [[old:is:62:10|(Ис. 62:10)]]. Итак, могут быть благословенны и благоуспешны те из израильтян, которые чтут веру во Христа. Ясно утверждено и то, что они, или **Завулон вселятся** в приморской стране. Этим как бы говорится то, что Израиль, наконец, смешается с язычниками, так как два народа соединены будут в одну паству и будут под руководством одного, по естеству доброго архипастыря, то есть Христа. А что это гадательное указание истинно, в том легко убедит слово богодухновенного Писания, язычникам отделяя приморскую страну. Ибо сказано так: //Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий// [[old:is:09:01|(Ис. 9:1-2]]; [[new:mf:04:15|Мф. 4:15-16)]]. Понимаешь ли, как страну Завулонову называло Писание страною язычников, которые увидели и //свет велий//, очевидно чрез Христа. Так просвещен был вместе с населяющими приморскую страну и живший с ними вместе Израиль. Но эта благоуспешность, полагаю, может быть только от Бога. Ибо, что за освещением во всяком случае и всюду должна следовать и благоуспешность, об этом мы опять можем знать из слов Спасителя к народу Иудейскому:// еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма// [[new:in:12:35|(Ин. 12:35)]]. Итак, древний народ, обитавший в отдельности от других и отказывавшийся от применения к язычникам, будет жить вместе с ними, так как уже ничто не будет разделять их между собою: //посреди преграду// разорено Христом, //закон заповедей учением// упразднен и два народа наконец составили из себя //одного нового человека// во Христе чрез Духа [[new:ef:02:14|(Еф. 2:14-15)]]. Будет же, сказано, и **у пристани корабельной** [[old:gen:49:13|(Быт. 49:13)]], то есть как бы в пристани безопасной и свободной от волнения, и на Христе утверждая якорь надежды своей. Ибо как бы избежав великой бури, он, наконец, успокоится на благодати Его, как несомненно и суда в пристанях на якоре. А изречение: **и предел его до Сидона** [[old:gen:49:13|(Быт. 49:13)]], кажется, указывает на то, что стремление двух народов к духовному единению между собою будет так велико, что происшедшие от племени Израилева наполнят и самые те города, которые были весьма повинны и отвержены пред Богом, как обольстившие некогда и похитившие некоторым образом почитателей Его. Ибо Он сказал в одном месте устами пророков: и //И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие? хотите ли воздать Мне? Легко и скоро Я обращу возмездие ваше на головы ваши, потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши, и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов, чтобы удалить их от пределов их// [[old:iol:03:04|(Иоил. 3:4-6)]]. Так смотри же, как древле сильные и весьма воинственные города, бывшие для израильтян виною погибели, теперь будут принимать в себя уверовавших из них, свободных от всякого страха, так как Спаситель наш Христос связует два народа в мире и единодушии, разрушает вражду и поселяет Израиль в одном месте с язычниками посредством любви. Думаю, что таким, а не иным образом должно понимать то, что Завулон поселится в стране приморской. ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона** Событие сего предсказания можно усмотреть в книге Иисуса Навина [[old:nav:19:10|(Нав. 19:10-16)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона** Посредством Завулона пророк прообразовательно указывает на языческие народы, которые ныне живут в мире, как //при береге морском//, и обуреваются искушениями, как в море, но бросают якорь и укрываются в гаванях - церквях. //**О благословениях Исаака и Иакова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона** Завулон, обитавший на морских берегах, есть образ языческих народов, обитавших недалеко от пророков. И как предел его **даже до Сидона**, так к народам сим близок грех, представленный в образе Сидона. Сюда относятся слова пророка: //И что вы Мне, Тире и Сидоне?// [[old:iol:03:04|(Иоил. 3:4)]]. **Завулон при мори вселится,** то есть при морских пристанях; **и той на пристанищи кораблей,** то есть будет заниматься торговлей, перевозя свои произведения на кораблях. **И предел его до Сидона**, который также при море. ===== Руфин ===== **Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона** То, что //Завулон// простирается вплоть //до Сидона//, то есть вплоть «до охотников», может означать, что и сам он пытается быть одним из тех, о ком говорится: //Ловите мне лисенят, которые портят виноградники мои// (ср. [[old:pp:02:15|Песн. 2:15]]). Поэтому-то и простирается он вплоть «до охотников», чтобы и самому ему научиться охотиться; чтобы, когда какие-нибудь дикие звери или коварные лисы, то есть свирепые бесы или вредные помыслы, проникнут в его сердце и захотят уничтожить виноградники Господа Саваофа, он изловил бы их, став достойным похвалы охотником на лукавые помыслы. //**О благословениях патриархов.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-15 **Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона. Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани** О судьбе племен двух последних сынов Иакова от Лии: Завулона и Иссахара (о младшем брате говорится почему-то раньше). Завулонову колену обещается приморское (между Галилейским и Средиземным морями) положение, как источник его богатств [[old:vtor:33:19|(Втор. 33:19)]]; предел его назначается на западе до Сидона (о Тире не упомянуто: он возник значительно позже, ок. 1200 г. до Р. Хр., — доказательство древности пророчества). Никогда не достигая указанной границы ([[old:nav:19:10|Нав. 19:10]] и д.), колено Завулоново жило главным образом участием в международной торговле. Колену Иссахара обещается плодородная область, удобная для земледелия и скотоводства: эмблема его — крепкий осел, лежащий посреди загонов (таково более точное значение еврейского mischpetaim, русск.: //протоке вод//, слав.: //пределы//) — сравнение, ничего обидного не заключающее (восточный осел красивее европейского), но все же характеризующее излишнюю привязанность колена Иссахара к земледелию и скотоводству, полную апатию его к военной и политической деятельности, его предпочтение рабства войне. Подробное описание области обоих колен дает Иосиф Флавий (Иуд. война, кн. III гл. 3, §§ 1–2). **//Толковая Библия.//** [<10>]