[<10>] ====== Толкования на Быт. 49:19 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам** //Искушение// - это собрание и коварство книжников и иудейских священников, которые, как учит Писание, искушали Господа Иисуса по отношению к подати кесарю ([[new:mf:22:15|Мф. 22:15-22]]) и крещению Иоанна (ср. [[new:mf:21:25|Мф. 21:25]]), но Господь Иисус в Своей праведности обратил их искушение вспять. //По пятам//, то есть отвечая немедленно, без какого-либо размышления, так что Он Сам скорее прижал к стене искушавших. Ведь когда они говорили:// какой властью Ты это делаешь?//- Он не ответил на вопрос, но предложил Свой вопрос, говоря: //спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю// ([[new:mf:21:23|Мф. 21:23-]][[new:mf:21:24|24]]). И опять, когда они спрашивали: //позволительно ли давать подать кесарю, или нет?// Он говорит: //что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать//. И когда они принесли, опять спрашивает: //чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы//. Итак, здесь Он связал их их собственными речами, запутал их их собственными путами. //Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу//; чтобы они не могли пойти против своих слов. В конце концов //они удивились и, оставив Его, ушли// ([[new:mf:22:17|Мф. 22:17-22]]). Но не удивительно, что отвечал //по пятам// Тот, Кто знал все до пят. Моисей ясно выразил, что это пророчество святого Иакова относится ко Христу, ведь он так говорит: //Благословен распространивший Гада; он покоится, как лев, сокрушив руки и начальников; он видел с начала своего, что разделена там земля начальников, собранных вместе с вождями народов, и исполнил Господь правду и суд Израилю// ([[old:vtor:33:20|Втор. 33:20-]][[old:vtor:33:21|21]]). Таким образом, мы узнаем, Кто покоился, как лев, когда сокрушил руки властей, так как с самого начала Он видит разделение среди искушающих. Итак, где искушение вероломных, там расщелина в земле, которая поглотит клеветников. //**О патриархах.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам** //О Гаде// **Гад, искушение искусит его: он же искусит того при ногах** [[old:gen:49:19|(Быт. 49:19)]]. Опять Иаков изъяснил, что значит имя Гад: оно значит «искушение» или «пытка». Думаю, что и под ним прилично разуметь богоненавистное и высокомерное скопище книжников и фарисеев, которые, отвергая Божественную и евангельскую проповедь и не почитая ничего из необходимого на пользу, скрежетали зубами своими на Христа, учившего о том, что было выше сени и закона, стяжавшего Себе великую славу и удивление за дела, изумлявшего живших по всей Иудее славою чудес своих и научением всему тому, что угодно Богу, вносившего нечто странное для слуха их. Так и когда, по гласу пророка, оставив Вифанию, Он входил в Иерусалим, //кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле// [[old:zah:09:09|(Зах. 9:9)]], дети, идя впереди и восхваляя Его, говорили: //осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!// [[new:mf:21:09|(Мф.21:9)]]. А из тех, которые бежали вместе, некоторые постилали одежды на пути и делали дивным самый вход Его. Оные же разрывались от негодования и поражаемые острейшими стрелами зависти, разговаривали друг с другом и едва не обвиняли тех, которые еще медлили совершать убиение Его. Ибо они говорили:// видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним// [[new:in:12:19|(Ин. 12:19)]]. Когда же убоялись множества уже уверовавших, то стали удерживать руки свои и остерегаться открытого нападения на Христа. А дабы Он нанес оскорбление военачальникам Римским, они присылают к Нему некоторых из учеников своих с так называемыми иродианами, говоривших Ему: //Учитель! мы знаем, что Ты справедлив: итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?// [[new:mf:22:16|(Мф. 22:16-17.)]] Но они тотчас и изобличены были, так как Христос, после того как показан был Ему динарий, сказал им: //отдавайте кесарево кесарю, а Божие// Богу [[new:mf:22:21|(ст. 21)]]. И между тем как им должно было бы устыдиться от сего и воздержаться впредь от того, чтобы искушать Его, они сделали и еще иной опыт искушения Его ([[new:mf:22:23|ст. 23]] и дал.), Иисус, сделав как бы бич из вервия, изгнал из храма всех продававших овец и волов, говоря: //возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли// ([[new:in:02:14|Ин. 2:14-16]]; сн.: [[new:mf:21:13|Мф. 21:13]] и парал.). Они же, негодуя, приступили к Нему с вопросом: //какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?// [[new:mf:21:23|(Мф. 21:23.)]] Что же на это Христос? //Спрошу//, сказал Он, //и Я вас об одном,// и скажите Мне: //крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? А если сказать: от человеков, - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Что же на это Христос? И Я вам не скажу, какою властью это делаю// [[new:mf:21:24|(ст. 24-27)]]. Итак, Гад значит искушение, то есть всегда искушающие фарисеи. Но только и они, в свою очередь, искушаются //при ногах,// то есть тотчас. Ибо Христос, по слову пророка, //уловляет мудрецов их же лукавством// искусно пременяющий в искание противоположного [[old:iov:05:13|(Иов. 5:13]]; ср.: [[old:is:29:14|Ис. 29:14]]; [[new:1kor:01:20|1 Кор. 1:20)]]. ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам** По занятии земли обетованной на Гада нападали сопредельные Аммонитяне и другие народы Аравийские, но и Гад напал на них с происшедшим от него судиею Иеффаем [[old:sud:10:17|(Суд. 10:17-18; гл. 11)]]. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам** //Искушением// он называет лукавый синедрион первосвященников и книжников, которые испытывали Спасителя разнообразными искушениями, желая найти предлог против Него, чтобы// взять Его хитростью и убить// ([[new:mf:26:04|Мф. 26:4]]). Однако Он, зная их помыслы, подверг их ответному испытанию Своей праведностью и предал их смерти в их собственных грехах (ср. [[new:in:08:24|Ин. 8:24]]). //**О благословениях Исаака и Иакова.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам** **Гад выйдет со множеством**: сказано это о сорока тысячах вооруженных, которые шли впереди сынов Израилевых. В действительности же это - двенадцать апостолов, которые пошли впереди всех народов, чтобы всем множеством напасть на разбойника и исхитить у него народы, бывшие у него в рабстве. **Гад выйдет со множеством воинов;** разумеются те сорок тысяч вооруженных, которые шли впереди следовавших за ними шестисот тысяч с детьми, женами и стадами своими. **И той повлечет пяту**, то есть весь сонм повлечется за ним, как пята. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам** Я дал перевод согласно еврейскому тексту. Но там, где я поставил «разбойник», написано gedud (גְּד֣וּד), что создаёт игру слов с именем Gad (גָּ֖ד). Значение слова gedud может быть более ясно выражено как εὔζωνος, то есть “снаряжённый” или “готовый к бою”. А всё это пророчество заключается в том, что сначала Дан отпустил Рувима и полколена Манассии в их владения, к сыновьям, находившимся за Иорданом, а через четырнадцать лет вернулся туда сам и обнаружил, что соседние народы развязали против них большую войну. Дан смело вступил в эту борьбу, но уже после того, как враги были [в целом] разгромлены. Прочти Книгу Иисуса Навина [[old:nav:13:start|(13 гл.)]] и Паралипоменон [[old:1par:05:start|(1 Пар. 5)]]. Я не пребываю в неведении по поводу того, что в благословениях, данных патриархам, содержится значительно больше тайн, но к настоящему труду это не имеет отношения. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Руфин ===== **Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам** Нравственный смысл раскрывается в следующем рассуждении: этот наш человек, осознав свое заблуждение и раскаиваясь, обращается благодаря познанию и уже достиг немногого, чтобы после продвижения прийти к тому, чтобы быть искушенным врагом и подтвердить стойкость своей души и твердость намерения. Ведь и в Писании сказано: //Кто не искушен, тот не проверен// (ср. [[old:1mak:02:52|1 Мак. 2:52]]; [[new:iak:01:12|Иак. 1:12]]). И никто не достигнет когда-либо совершенства, если не предоставит сперва доказательства твердости в своих искушениях. //**О благословениях патриархов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам** [[old:gen:49:19|Ст. 19]], [[old:gen:49:20|20]] и [[old:gen:49:21|21]], содержащие пророчества о Гаде, Асире и Неффалиме, образуют введение к пророчеству об Иосифе. Гад, изображение боевого положения которого связывается здесь с этимологией его имени (иной в сравн. с [[old:gen:30:11|Быт. 30:11)]], обитавшей в Галааде, подвергался постоянным набегам арабских кочевых племен [[old:sud:10:07|(Суд. 10:7–8]]; [[old:1par:05:18|1 Пар. 5:18–19]] и др.), но их дикие орды всегда находили с его стороны готовый отпор, хотя бы только в виде партизанских преследований («по пятам»). Иеффай был гадитянин [[old:sud:11:01|(Суд. 11:1)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]