[<10>] ====== Толкования на Быт. 49:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу** И здесь Иаков предвозвещает имеющее быть спустя долгое время, именно, что Вениамин, как волк, будет нападать, похищать, истреблять и делать тысячи зол. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 67.//** ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу** Диавол имеет много волков, которых он посылает против овец Христовых. И поэтому умопостигаемый Иосиф, чтобы спасти своих овец, похитил самого враждебного волка, Павла, который приходил похитить овец, и из гонителя сделал его учителем. О нем говорит Иаков, как написано: **Вениамин, хищный волк, утром будет все еще есть и до вечера будет делить пищу с начальниками**. Он был волк, потому что рассеивал и пожирал овец Церкви. Но тот, кто пришел в виде волка, стал пастырем. Он был волк, потому что, будучи Савлом, входил в дома и влек в темницу мужей и жен (см. [[new:act:08:03|Деян. 8:3]]). Он был волк, когда, дыша угрозами и убийством на учеников Господа, выпрашивал письма от первосвященников, чтобы схватить слуг Христовых (см. [[new:act:09:01|Деян. 9:1-]][[new:act:09:02|Деян. 9:2]]). Иисус ослепил его разлившимся светом, будто волка, который бродит в ночном мраке (см. [[new:act:09:03|Деян. 9:3-9]]). Потому, когда Рахиль родила Вениамина, она назвала его //сын моей скорби// ([[old:gen:35:18|Быт. 35:18]]) - пророчествуя, что из этого колена произойдет Павел, который будет притеснять сыновей Церкви во время своего гонения и будет мучить мать великой скорбью. Однако тот же Павел позднее //разделил пищу с начальниками// - благовествуя Слово Божие язычникам и призывая многих к вере; и они получили благодать Господа по его проповеди, подобно легату проконсула Павла (ср. [[new:act:13:07|Деян. 13:7-12]]) и начальнику Публию (ср. [[new:act:28:07|Деян. 28:7-10]]). Также прекрасно сказал Моисей, когда благословлял колено Вениамина: //возлюбленный Господом будет, обитать у Него безопасно, Бог покровительствовал ему всякий день, и будет покоиться между раменами возлюбленный Господом//... ([[old:vtor:33:12|Втор. 33:12]]) //Обитал безопасно// в доме тот, кто прежде разорял, обитал в шатрах Христовых тот, кто прежде блуждал в лесах, словно волк, - и Бог //покровительствовал ему//, когда явился ему Христос. Хоть он ничего и не видел с открытыми глазами, все же он видел Христа (см. [[new:act:09:08|Деян. 9:8]]). И справедливо он видел присутствующего Христа и слышал Его говорящего: тот покров не слепоты, но благодати (ср. [[new:2kor:03:13|2 Кор. 3:13-16]]). Наконец, Марии сказано: //Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего покрыла Тебя// ([[new:lk:01:35|Лк. 1:35]]). //**О патриархах.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу** Рахиль первым родила божественного Иосифа, а за ним Вениамина; но Иосиф наименован был от отца юнейшим. Таковым признать дело мы согласны. Но скажем, что в таком случае Вениамин был юнее юнейшего. Вениамин был самый юный, и по справедливости может быть изображением и прообразом юнейшего народа, который и чрез святых учеников призван был, после того как Христос воскрес из мертвых и возвратился к Небесному Отцу и Богу. Волку же хищнику уподобляется по причине, думаю, горячности в стремлениях к научению и ко всегдашним набегам, к тому же весьма быстрым, как бы на некую добычу, на все то, что служит к благосостоянию, очевидно духовному. Ибо таковые весьма зорки к тому, чтобы видеть служащее на пользу и восхищать полезное, и быстры к избежанию того, что представляет собою несправедливое. Они же весьма мало доступны страху, хотя бы их, как собак на охоте, и окружали решившиеся отклонять их от добрых дел и слов; напротив они стойко выдерживают их нападение. Ибо они научены и весьма смело говорят: //кто ны разлучит от любве// Христовой? //скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?// [[new:rim:08:35|(Рим. 8:35)]]. Их совершенно не совратят с возлюбленной ими стези лжепастыри, ввергающие их в ров, без пощады, как написано [[old:zah:11:05|(Зах. 11:5)]]. Весьма многое претерпевая, таковые считают страдание жизнью, и так восклицают: //Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение// [[new:fil:01:21|(Фил. 1:21)]]. Итак, хотя они уподобляются и волкам хищникам, в том отношении, какое нами показано недавно, однако это, как кажется, нисколько не может служить для них оскорблением, поскольку и сам Спаситель именует Себя львом, тигром и пантерою, говоря: //Ибо Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасет// [[old:os:05:14|(Ос. 5:14)]]. Зверьми же полевыми называет Он и самих верующих в Него, так говоря устами Исайи: //Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою// [[old:is:43:20|(Ис. 43:20-21)]]. Понимаешь ли как род избранный наименовал Он зверьми полевыми и сиренами, то есть самыми певчими из птиц? И зверьми, потому что они не поддаются сатане, который старается соблазнять их и подчинить своей власти, напротив даже нападают на него и едва не приносят вред тем, которые желают склонить их к тому, чего не следует делать; сиренами же, потому что они прекрасно воспевают дела Христа своими речами и хвалебными песнями в честь Его. Итак, волк Вениамин есть новый и верующий народ, которого и великую готовность к тому, чтобы понимать служащее на пользу, а также и быть в силах другим приносить пользу, показывает, говоря: **рано яст еще, и на вечер дает пищу** [[old:gen:49:27|(Быт. 49:27)]]. Учащийся всегда уподобляется питающемуся, так как учение входит в ум, как несомненно и съестное в чрево. И учащий ничем не отличается от питающего. Так и божественный Павел уподобляет образ учения пище, потому что он сказал, что //твердая же пища свойственна совершенным// [[new:evr:05:14|(Евр. 5:14)]], то есть тех, которые чрез навык соделали свои чувства уже опытными в различении добра и зла. Итак,** Вениамин волк хищник, рано яст еще, и на вечер дает пищу** [[old:gen:49:27|(Быт. 49:27)]]. Это подобно тому, как если бы он сказал: продолжающий учиться и еще не достигший совершенства может приносить пользу другим, и совсем не много времени нужно для недавно уверовавших, чтобы они были способны учить других. Ибо о израильтянах, по причине, думаю, невежества их и грубости душевной, говорено было: //народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит// [[old:ier:05:21|(Иер. 5:21)]]. И еще: //принятые [Мною] от чрева, носимые Мною от утробы [матерней]: и до старости вашей// [[old:is:46:03|(Ис. 46:3)]]. Пишет в Послании к тем, которые в вере и во Христе, и премудрый Иоанн, говоря: и //вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему// [[new:1in:02:27|(1 Ин. 2:27)]]. Ибо они имеют ум Христа Всеведущего и не имеют недостатка в том, чтобы учить и утешать друг друга. Если же прилично сказать, что предсказание о Вениамине исполнилось и на самом блаженном Павле, то и это будет хорошо и истинно; потому что, гоня Церковь и наподобие волка нападая на любящих Христа, в весьма короткое время он пременился в совершенно противоположное. Он начал благовествовать веру, которую дотоле преследовал, и воссылал благодарение Богу за то, что был поставлен на апостольство, хотя прежде //был хулитель и гонитель и обидчик// [[new:1tim:01:13|(1 Тим. 1:13)]]. Ибо так он сам говорит о себе. Происходил он и из колена Вениаминова [[new:fil:03:05|(Фил. 3:5)]]. Я утверждаю, что и сам божественный Давид ясно упоминает историю его, говоря в шестьдесят седьмом псалме: //Там Вениамин младший-князь их; князья Иудины - владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы// [[old:ps:067:28|(Пс. 67:28)]]. Ибо, будучи иудеями и происходя от племени Израилева, блаженные ученики соделались вождями оправданных во Христе чрез веру; в числе которых был и сам происходивший от колена Вениаминова, писавший в Послании и говоривший: //Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас// [[new:2kor:05:13|(2 Кор. 5:13)]]. Он благовествовал язычникам и иудеям Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь. ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу** Подобием волка, с вечера раздробляющего и до утра ядущего ловитву, изображается в Вениамине бранный дух и приобретаемое войною богатство. В самом деле, колено его противостояло некогда одно всем прочим [[old:sud:20:start|(Суд. 20)]]. А во времена Саула, без сомнения, было первым и в войне, и в добыче. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу** **Вениамин волк хищник**; это - Павел, который был волком для волков и исхитил души из власти лукавого. **Вечером разделит похищенное**, то есть при конце мира примет покой и преизбыточествующее воздаяние за труды свои. **//Толкование на Книгу Бытия.//** См. также Толкование на [[old:gen:49:22#prp_efrem_sirin|Быт. 49:22]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу** Для всех очевидно, до какой степени яснейшим пророчеством об апостоле Павле является этот стих. Потому что в молодости он, конечно, преследовал Церковь, зато в старости был проповедником Евангелия. Однако в еврейском тексте читаем так: «Вениамин, хищный волк (или ловящий), утром будет есть добычу, а вечером разделит её». Евреи объясняют это следующим образом. Алтарь, на котором закалывались жертвы и основание которого поливалось жертвенной кровью, находился в уделе колена Вениамина. Таким образом, это пророчество, утверждают они, означает, что священники утром закалывают жертвы, а к вечеру делят то, что по Закону было собрано для них народом. В данном случае евреи полагают, что кровожадный, прожорливый волк – это образ алтаря, а раздел добычи – образ священников, которые, служа алтарю, живут за счёт алтаря. **//Еврейские вопросы на Книгу Бытия.//** ===== Руфин ===== **Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу** //Вечер// - это то самое последнее время, когда он [Павел] обратился. Так и для нас вечер называется таким временем нашего обращения, в котором мы сейчас пребываем. Итак, тогда он //делит добычу//: то есть тогда понимает, что в Законе следует разделять букву от духа, и тогда познает, что //буква убивает, а дух животворит// ([[new:2kor:03:06|2 Кор. 3:6]]). Следовательно, поэтому, уже будучи просвещен благодатью Господа, он начинает различать и разделять в Законе духовное и телесное. Потому и говорится: **и вечером будет делить добычу**, чего размышляющий целый день над Законом не совершил ранее. //**О благословениях патриархов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу** Вениаминову колену предрекается воинственность и некоторая дикость нрава (доказательство — известный случай с левитом в Гиве, [[old:sud:20:04|Суд. 20:4-10]]). Из него происходили Аод [[old:sud:03:15|(Суд. 3:15)]], Саул, впоследствии апостол Павел [[new:rim:11:01|(Рим. 11:1]]; [[new:fil:03:05|Фил. 3:5)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]