[<10>] ====== Толкования на Быт. 50:16 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря:** **Послали сказать Иосифу**. Братья сперва употребили посредника, дабы видеть, не произведет ли в Иосифе гнева самое опасение, ими изъявляемое. //**Толкование на Книгу Бытия.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 16-17 **И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это** Ст. 19 **И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога** Ст. 24-26 **И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте** Иаков, благословив сынов своих, умер ста сорока семи лет. Иосиф пришел со старцами Египетскими и со всеми домочадцами отца своего и погребли Иакова со отцами его. Потом Иосиф и все бывшие с ним возвратились в Египет. Братья боялись Иосифа и говорили: **"Отец твой закля прежде кончины своея** сказать тебе: "Прошу тебя,** остави... неправду и грех** братьям твоим, **яко лукавая тебе показаша"". И плакася Иосиф: "Не бойтеся** меня. Хотя отец ваш и умер, но жив Бог отца вашего. Ради Него не сделаю вам никакого оскорбления, потому что умышленное вами зло обратил мне Бог в добро и вручил мне многочисленный народ. Посему не сделаю обиды тем, которые были причиной, что спасена жизнь многих. Но как я не оставлял вас без попечения в Египте, так и вы не оставляйте костей моих в Египте". И заклял их, говоря: **"Посетит вас Бог, и изведет вас... в землю, о нейже клятся... Аврааму... совознесите и кости моя... с вами.** Если не наследую вместе с вами обетованного наследия, то вместе с вами воскресну". **И скончася Иосиф... лет ста десяти... и положиша его в раце во Египте**. ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXXV. Паремия на вечерне в пяток шестой седмицы Великого поста (Быт. 49:33, 50:1-26). В сей паремии повествуется о смерти и погребении Иакова и о последних днях Иосифа. Ст. 16-17 **И пришедше к Иосифу, рекоша: отец твой закля прежде кончины своея, глаголя: тако рцыте Иосифу: остави им неправду и грех их; яко лукавая тебе показаша. И ныне приими неправду рабов Бога отца твоего. И плакася Иосиф, глаголющим им к нему** Братья **Иосифа**, прося его, чтобы он **«принял неправду их»**, т. е. не воздавал им за вину их против него, указывают на два обстоятельства: 1) сам Иаков, перед смертью, пору­чил им передать просьбу его к **Иосифу** о прощении их (в предшествующем повествовании Моисея впрочем не упо­минается об этом обстоятельстве); 2) они, братья **Иосифа**, суть «**рабы Бога отца его»**, т. е. чтут того же Бога, которого чтил отец его. Таким образом, **Иосиф** должен быть снисхо­дительным к ним ради уважения к воле почившего отца и ради того, что они принадлежат к чтителям истинного Бога, каковых в это время во всем мире было очень немного. Слезы **Иосифа**, когда он слушал речь братьев, свидетель­ствовали, что он тронут ею и не мыслит против них ника­кого зла. //**Толкование на паремии из книги Бытия**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-17 **И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это** Не решаясь прямо предстать для объяснений пред Иосифом, братья его выбирают из себя представителей (по традиции, Дана и Неффалима — сыновей Валлы, с которыми был особенно близок в детстве Иосиф по [[old:gen:37:02|Быт. 37:2]]), приносят покаяние в преступлении своем против Иосифа и именем отца умоляют простить их. «Смотри, — замечает святой Иоанн Златоуст, — как они становятся обвинителями самих себя, замечая, как велика обличительная сила совести» (с. 722–723). Искренно признавая свою вину, они умоляют о прощении не только ради памяти умершего отца, но и во имя единого у всех них Бога, Которого рабами все они были (мотив, сильный сам по себе, получал особенную убедительность в стране идолопоклонства — Египте). **//Толковая Библия.//** [<10>]