[<10>] ====== Толкования на Быт. 50:22 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== XXXV. Паремия на вечерне в пяток шестой седмицы Великого поста (Быт. 49:33, 50:1-26). В сей паремии повествуется о смерти и погребении Иакова и о последних днях Иосифа. Ст. 22-23 **И вселися Иосиф во Египте сам и братия его и весь дом отца его: и поживе Иосиф лет сто десять. И виде Иосиф Ефремли дети до третияго рода. И сынове Махира, сына Манассиина, родишася при бедрех Иосифовых** **«Поживе Иосиф лет сто десять»**. Семнадцати лет он прибыл **в Египет**; тридцати лет явился к фараону и толковал сны; в продолжение осьмидесяти лет держал власть над всем Египтом. Велики были искушения его, когда он пере­носил гонение братьев, рабство, клевету беззаконной жен­щины, злострадание в темнице; но эти искушения были непродолжительны в сравнении с временем его прославле­ния. К большему утешению, он дожил до счастия, обещан­ного боящимся и любящим Бога, – он видел своих пра­внуков и праправнуков. О правнуках сказано: **«родишася при бедрех его»**, т. е. по рождении приняты им на колени и c нежностью прижимаемы были им к груди своей, как бы усыновленные ему дети (слич. [[old:gen:30:02|Быт. 30:2]]). //**Толкование на паремии из книги Бытия**// ===== Лопухин А.П. ===== __Предсмертное завещание и смерть Иосифа.__ Ст. 22-23 **И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет. И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа** Заключительные замечания о жизни Иосифа, которой посвящена значительная часть кн. Бытия. Он видел при жизни своей третье поколение своих потомков, и некоторых из них усыновил и воспитал. Последние стихи главы и всей книги, [[old:gen:50:24|24–26]], проникнуты живой и возвышенной верою Иосифа в великое будущее Израиля — в изведение этого народа из Египта в качестве свободного народа — в целях устроения ветхозаветного Царства Божия. По этой-то вере [[new:evr:11:22|(Евр. 11:22)]] Иосиф, подобно отцу своему [[old:gen:49:29|(Быт. 49:29)]], завещает братьям своим — тем, какие еще не умерли, и вообще всем членам потомства Иакова вынести из Египта, при будущем выходе евреев отсюда, кости его (перевозить труп Иосифа в Ханаан теперь же, очевидно, уже не представлялось возможности: привилегированное положение евреев в Египте близилось к концу). Моисей, действительно, при исходе Израиля из Египта, захватил с собою и кости Иосифа [[old:ish:13:19|(Исх. 13:19]]), а Иисус Навин похоронил их в Сихеме [[old:nav:24:32|(Нав. 24:32)]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]