[<10>] ====== Толкования на Иер. 1:10 ====== ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать** Таково назначение православного пастыря – всемирное. Скромный православный пастырь в своей убогой сельской церкви молится не только о своем приходе, но и о всем мире, приносит безкровную жертву за всех и о всех. Его дело есть часть всемирной борьбы Царства Христова против царства сатаны: он всячески старается искоренять и разорять зло во всех его видах и созидать, насаждать добро на земле. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Прп. Иоанн Кассиан Римлянин ===== Впрочем, следует знать, что нам необходимо подвизаться с двояким намерением: как для изгнания пороков, так и для приобретения добродетелей. И это мы говорим не по своей догадке, а научившись из слов того, кто один знает силы и способ своего произведения и говорит: **Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать**. Для истребления вредных предметов здесь называются четыре необходимые действия: **искоренять, разрушать, губить, истреблять**. А для совершенствования добродетелей и приобретения того, что относится к правде, обозначаются только два действия: **созидать и насаждать**. Отсюда ясно видно, что гораздо труднее исторгать и истреблять застарелые страсти тела и души, нежели насаждать и созидать духовные добродетели. //**Собеседование аввы Нестероя (первое) о духовном знании.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать** //Boт я поставил тебя сегодня над народами и над царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разсеевать, и созидать и насаждать.// Того, что мы прибавили с еврейского, именно: //разсеевать// или //низлагать//, у Семидесяти нет. Следует обратить внимание на то, что за четырьмя печальными следуют два утешительных слова. Ибо доброе могло быть создано не иначе, как по разрушении злого, и прекрасное могло быть насаждено не иначе, как по искоренении самого дурного. Ибо всякое насаждение, которого не насадил Отец небесный, искоренится, и здание, которое не имеет основания на камне, а построено на песке, словом Божиим подкапывается и разрушается. И потребит оное Иисус духом уст Своих и разорит явлением пришествия Своего, – то есть навсегда уничтожит всякое богохульное и превратное учение. Далее то, что возносится на разум Божий и гордится своею мудростью, которая есть буйство пред Богом, Он рассеет и низложит, чтобы вместо этого созидалось смиренное, и на место прежнего, что разрушено и искоренено, устроялось и насаждалось соответственное истине церковной, и исполнялось то, что говорить апостол: //Божие стяжание, Божие здание есте// [[new:1kor:03:09|(1 Кор. 3:9)]]. Многие это место понимают в отношении к лицу Христа, ибо Иеремия значит высокий Господа, так как Христос разрушил царства дьявола, которые он показал Ему на высоте горы, – погубил противные силы, уничтожив рукописание грехов на кресте. О них (царствах и силах) и в псалме, после смысла буквального, говорится иносказательно: //вскую шаташася языцы и людие поучишася тщетным; предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе// [[old:ps:002:01|(Пс. 2:1-2)]]. Вместо этих искорененных, разрушенных, погубленных и низложенных во ад царств и сил, созидается и насаждается Церковь Божия. Отношение же этих слов к лицу Иеремии выше всякого сомнения; ибо ниже [[old:ier:25:start|(гл. 25)]] читаем, что он получает в руку чашу, наполненную вином, с повелением напоить из нее все окружающие народы. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать** У пророка Софонии Иегова изображается как Судия мира, вызывавший к Себе на суд народы и царства ([[old:ier:03:08|3:8]]). Иеремия, как уполномоченный этого Верховного Судьи, должен также //низвергать и воссозидать// народы и царства. По древне-еврейскому пророческому воззрению, слово Иеговы есть объективная величина, реальная сила, которая обнаруживает свое действие в мире ([[old:is:09:07|Ис. 9:7]]; [[old:os:06:05|Ос. 6:5]]), и сам Иеремия далее ([[old:ier:05:14|5:14]]) говорит, что слово Иеговы в его устах станет огнем, а дом Израилев — деревом, которое будет истреблено этим огнем. В [[old:ier:23:29|23:29]] Иеремия сравнивает, слово Иегова с молотом, разрушающим утесы. Эти параллельные места объясняют нам и смысл приведенных выше выражений, какими характеризуется призвание Иеремии. Ясно, что пророк будет не только //провозвестником// судьбы народов, но сам, своими вдохновенными пророческими велениями, будет наклонять эту судьбу в известную сторону. Выражению //разрушать// — нет соответствующего слова у LXX. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:ier:01:04#lopuxin_ap|Иер. 1:4]] [<10>]