[<10>] ====== Толкования на Иер. 5:20 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== //**Книга вторая.**// Вторую книгу толкований на Иеремию, брат Евсевий, мы диктуем быстро, несколько отвращая уши, чтобы не слышать суда крови и не плакать о душах тех мертвых, которые в самомнении добродетелей постоянно впадают в гордость и считают себя подобными Богу, так что равенство с Ним, которое нечестивая ересь ариан отрицает в Сыне, приписывают всем людям и полагают на небо уста свои, ничего более не оставляя будущему блаженству святых. На безумие таковых мы отвечали как могли, и если Господь даст жизнь, имеем отвечать подробнее ((Здесь, как и во многих других местах толкования на пророка Иеремию (между прочим и там, где упоминается «новая» или «новая из старой ересь») бл. Иероним разумеет ересь Пелагиан. Ответ в обличение этой ереси уже сделанный – письмо к Ктезифонту (твор. бл. Иеронима в русском пер. ч. 3, стр. 347–367), а более подробный обещаемый –Три книги против Пелагиан (там же ч. 4) )). Теперь нужно продолжать начатый путь и диктовать толкование, ни расширяя сочинения излишнею длиннотою, ни нанося ущерба разумению чрезмерною краткостью, из коих первое обременяет ум читателей, а последнее не удовлетворяет желанию любознательных. Ст. 20-21 **Объявите это в доме Иакова и возвестите в Иудее, говоря: выслушай это, народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит** //Возвестите это дому Иакова и пустите слух в Иудее, говоря: выслушай это народ глупый и неимеющий сердца, вы, которые имеете глаза и не видите, и уши, и не слышите.// Многоразлично согрешающих привлекает ко спасению, и народ оставляющий Подателя мудрости называет глупым и сравнивает с идолами, о которых сказано: //очи имут и не видят, уши имут и не слышат. Подобни им да будут творящии я и вcи надеющияся на ня// [[old:ps:113:15|(Пс. 113:15–16)]]. Обращается собственно к Иуде и к дому Иакова, ибо Израиль давно уже скакал в Ассирии. Вместе дает понять, что и без наставления мы должны бы естественным смыслом разуметь что справедливо. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Объявите это в доме Иакова и возвестите в Иудее, говоря** //Дом Иакова// — тоже, что Иудея. Ст. 20-31 **Объявите это в доме Иакова и возвестите в Иудее, говоря: выслушай это, народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит: Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: "убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы ". Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе. Ибо между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели, сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?** //Новая, более сильная жалоба пророка// Объясняя, за что Иегова гневается на иудеев, пророк указывает на их нежелание видеть величие Божественного всемогущества и любви. Они не боятся Бога и обижают людей — вот причина их несчастий. **//Толковая Библия.//** [<10>]