[<10>] ====== Толкования на Иер. 10:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 23-24 **Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим. Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня** Это изречение повторяется везде, в домах, на площадях, в селах, в городах, на суше, на море, на островах, и куда ни пойдешь, везде услышишь мно­гих, которые говорят: написано: **не в воле человека путь его**; и не только повторяют это изречение, но прибавляют к нему и другие подобные, именно: //не от желающего и не от подвизающегося// [[new:rim:09:16|(Рим. 9:16)]], и, кроме того, еще: //если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители// [[old:ps:126:01|(Пс. 126:1)]]. Это делают они для того, чтобы прикрыть божественными Писаниями собственное нераде­ние и чтобы такими словами лишить нас спасения и надежды. Этим они хотят доказать не что иное, как то, что нет ничего в нашей власти. Все наше погибает; напрасно обеща­ние царства, напрасна угроза геенною, напрасны законы, наказа­ния, воздаяния, советы. Высказал это пророк Иеремия, но не о себе, а мо­лясь о других, об иудеях неблагодарных, бесчувственных, неисправимых, достойных осуждения и крайнего наказания, о которых Бог говорил ему: //ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя// [[old:ier:07:16|(Иер. 7:16)]]. Некоторые утверждают, что это ска­зано о Навуходоносоре. Когда этот иноплеменник вознаме­рился напасть на иудеев, уничтожить их город, взять их и отвести в плен, тогда пророк, желая убедить всех, что он овладеет городом не собственною силою и могуществом, но за их грехи, по попущению Бога, Который управляет войною и ведет его в свой город, сказал: **знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим.** Смысл слов его следующий: этот путь, по которому идет теперь неприятель, чтобы напасть на нас, не от него, и не от него зависит эта война и победа, но, если бы Ты не пре­дал нас в руки его, то он не одолел бы нас, не побе­дил бы. Потому, говорит, прошу и умоляю, – когда уже угодно Тебе, – совершить наказание не без меры: **наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем**. Но так как некоторые не соглашаются на это и утверждают, что здесь говорится не об иноплеменнике, а вообще о природе человеческой, то необхо­димо отвечать и им. Что же сказать им? То, что пророк молился за людей грешных, за которых молиться было часто запрещаемо; потому он наперед заставляет плакать сам город. Так как Бог постоянно говорил: не молись о них, то он наперед представляет город просящим о человеко­любии, чтобы отсюда получить некоторый предлог и справедли­вый повод к молитве за них пред Богом, обращает речь к городу и говорит: горе мне в моем сокрушении; мучительна рана моя; потом и тот говорит: //"подлинно, это моя скорбь, и я буду нести ее; шатер мой опустошен, и все веревки мои порваны; дети мои ушли от меня, и нет их: некому уже раскинуть шатра моего и развесить ковров моих, ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и все стадо их рассеяно. Несется слух: вот он идет, и большой шум от страны северной, чтобы города Иудеи сделать пустынею, жилищем шакалов"// [[old:ier:10:19|(Иер. 10:19-22)]]. Далее, когда тот (т.е. город) оплакал собственное несчастье, он (пророк) говорит: **знаю, Господи, что не в воле человека путь его**. Что же? Вследствие плача, скажешь, он ввел пагубное мнение во вселенную, отнимая у нас сво­боду и утверждая, что дела не зависят от нас? Нет; и среди плача он вне такой опасности. Сказав: **не в воле человека путь его**, он не замолчал, но прибавил: **не во власти идущего давать направление стопам своим**. Смысл слов его следующий: не все зависит от нас, но иное – от нас, а иное – от Бога. Изби­рать лучшее, желать, стараться, предпринимать всякий труд, – это зависит от нашей воли; а доводить свои желания до конца, не допускать падений и достигать успеха в делах, – это за­висит от вышней благодати. Бог разделил с нами добро­детель, не все предоставил нам, чтобы мы не возгордились, и не все взял на Себя, чтобы мы не впали в беспечность, но, оставив немногое нашим трудам, большую часть совершает Сам. А что действительно, если бы все зависело от нас, тогда многие возгордились бы и предались бы высокомерию, послушаем, что говорил фарисей, в какую впал он гордость, как превозносился и ставил себя выше всей вселенной [[new:lk:18:10|(Лк. 18:10-14)]]. Потому Бог сделал, что не все зависит от нас, но предоставил нечто и нам, чтобы иметь благовидный повод справедливо увенчать нас. Тоже Он объяснил и тою притчею, в которой говорит, что господин, нашедши людей в одиннадцатый час, послал их работать в винограднике [[new:mf:20:start|(Мф. 20)]]. Что могли они сделать в одиннадцатом часу? Но для Бога достаточно было и этого краткого времени, чтобы дать им полную награду. А чтобы ты убедился, что пророк говорит истину и не отнимает у нас свободы, но любомудрствует здесь об окон­чании дел, выслушай дальнейшие слова его. Сказав: **не в воле человека путь его**, он тотчас прибавляет: //наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем//. Если бы совершенно ничто не за­висело от нас, то напрасно он говорил бы: //наказывай меня, Господи, но по правде//. В самом деле, что может быть несправедливее того, чтобы наказывались те, которые не властны в делах своих, и чтобы подвергались осуждению люди, которых путь и жизнь находятся не в их власти? Таким образом, когда он является молящим Бога о том, чтобы наказание их не было слишком жестоко, то выражает не что иное, как то, что они достойны осуждения и наказания; а это показывает не что иное, как свободу их воли. Если бы они не были властны в де­лах своих, то не нужно было бы и просить, чтобы они подверглись более легкому наказанию, и даже совершенно наказы­вать их; или, лучше, не нужна была бы и просьба, потому что Бог не имеет нужды в чьей-нибудь просьбе о том, чтобы Он не наказывал невинных. Но что я говорю: Бог, – когда не делает этого и человек благоразумный? Итак, когда пророк является просящим за иудеев, то очевидно, что он просит за грешников; а грех бывает тогда, когда мы, имея власть не преступать закона, преступаем его. //**Беседа на слова пророка Иеремии: "Господи, не в воле человека путь его."**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим** Хотя и почтены мы свободою произволения, однако же без содействия свыше не можем на пути настоящей жизни совершить ни одного доблестного дела. Ибо сказано: **«вем, яко несть человеку путь его, ниже муж пойдет, и исправит шествие свое»** [[old:ier:10:23|(Иер. 10:23)]]. Посему не себе одним будем приписывать победы в подвигах; от нас зависит избрать только лучшее и стараться о лучшем, от Бога же – наше доброе желание привести в исполнение. **//Письма на разные темы. Оривасию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим** //Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти мужа идти и направлять шаги свои.// Да постыдятся новые проповедники, говорящие, что каждый управляется своею волею, когда и этот пророк говорит: //не в воле человека путь его// и Давид в лирическом стихе поет: //от Господа стопы человеку исправляются, и пути ею восхощет зело// [[old:ps:036:23|(Пс. 36:23)]]. Или смысл такой: что мы терпим от Вавилонян, это — не по их силе, а по вине нашей, и по гневу Твоему. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим** См. Толкование на [[old:ier:10:17#lopuxin_ap|Иер. 10:17]] [<10>]