[<10>] ====== Толкования на Иер. 15:10 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня** //Горе мне мать моя, что ты родила меня человеком ссоры//, (или //суда//), //человеком раздора// (или //чтобы, судиться мне//) //во всей земле.// Это можно синекдохически понимать в отношении к Иеремии, что он был судим, — не во всем мире, а в земле Иудейской. Истинно же это соответствует Господу Спасителю, Который говорит в Евангелии: //на суд аз в мир сей приидох да не видящии видят, и видящии слепи будут// [[new:in:09:39|(Ин. 9:39)]] и о котором написано: //се лежит сей нападете и на возстание многим во Израили и в знамение пререкаемо// [[new:lk:02:34|(Лк. 2:34)]]. Ибо кто из философов, кто из язычников, кто из еретиков не судит Христа, кто из них не полагает для Него законов своего существа в Его рождении, страдании и в воскресении? И неудивительно, что по истине воспринятой плоти Христос говорит: //горе мне мать моя//, когда и в другом месте, очевидно, Его лицу соответствует сказанное: //у, люте мне? понеже бых аки собираяй сламу на жатве и яко пародок в обимании винограда не сущу гроздиюеже ясти первоплодная.// И чтобы мы не думали, что уничижение стенаний относится к Слову Божию, вслед за тем говорится, кто это сетующий: «о горе мне, душа, потому что погиб возвращающийся от земли» [[old:mih:07:01|(Мих. 7:1–2)]], — не в смысле разделения лиц (personas), как делают нечестивые, но в том смысле, что один и тот же Сын Божий говорит то соответственно плоти, то соответственно Слову Божию. //Нe давал я в рост, и мне никто не давал в рост: все проклинают меня.// Вместо этого LXX перевели: //не оказывал я пользы и мне никто не оказывал пользы//; а Феодотион: //я не должен был и мне никто не был должен.// Смысл всего этого от лица Христа такой: не оказалось никого, кто достойно получал бы деньги Мои; и Мне никто не давал в рост, благотворя святым и бедным, делая Меня должником себе. Или: //не оказывал Я пользы, и Мне никто не оказывал пользы//; ибо никто столько не хотел принимать, сколько Я хотел дать. //И Мне никто не оказывал пользы//; ибо спасение тварей есть приобретение для Творца. Или: //Я не должен был, и Мне никто не должен был//: никто не дал Мне, сколько Я хотел получить, и не сделал Меня должником себе в чем либо. Слова: //и Мне никто не был должен// имеют такой смысл: как мог быть Мне должен проценты тот, кто не оказался достойным получить Моего капитала? Все проклинают, говорит, Меня. Ибо кто из еретиков и заблуждающихся не проклинает Христа, веруя в превратное, или веруя превратно, и еще более превратным образом богохульствуя. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня** Ничто так легко не возбуждает взаимного недоброжелательства и ненависти как отношения между дающими и берущими взаймы деньги под проценты. Ст. 10-21 **"Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня". Господь сказал: конец твой будет хорош, и Я заставлю врага поступать с тобою хорошо во время бедствия и во время скорби. Может ли железо сокрушить железо северное и медь? Имущество твое и сокровища твои отдам на расхищение, без платы, за все грехи твои, во всех пределах твоих; и отправлю с врагами твоими в землю, которой ты не знаешь; ибо огонь возгорелся в гневе Моем, - будет пылать на вас. О, Господи! Ты знаешь все; вспомни обо мне и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание. Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф. Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющею на мне рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодования. За что так упорна болезнь моя, и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою? На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним. И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. И спасу тебя от руки злых и избавлю тебя от руки притеснителей** //Душевные страдания пророка и ободрение его Богом// Пророк страдает при виде озлобления, какое возбуждают в иудеях его речи об ожидающем его сограждан суде Божием. Хотя Бог успокаивает пророка обещанием Своей поддержки, но пророк все-таки не может собраться с духом. Долго ли ему страдать? Ведь он ради Иеговы несет поругания! Сначала он, действительно, был тверд в деле своего служения и ему доставляло удовольствие быть вестником велений Иеговы, так что он отказывался от обычного время провождения юношей. Но теперь он не в состоянии выносить всю тяжесть своей миссии, и он не чувствует той мощи, какую обещал поддерживать в нем Иегова. Бог на это отвечает пророку упреком в малодушии. Пусть пророк снова соберется с силами, — тогда и Бог его поддержит, вернет ему утраченное им достоинство и пророк снова займет такое же положение, какое он занял при вступлении на свое служение. **//Толковая Библия.//** [<10>]