[<10>] ====== Толкования на Иер. 21:11 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 11–12 **И дому царя Иудейского скажи: слушайте слово Господне: дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит** //И дому царя Иудина: слушайте слово Господне, дом Давидов! Так говорит Господь: утром производите суд и избавляйте угнетенного от руки клеветника, чтобы как нибудь не вышла как огонь, ярость Моя и не разгоралась так, что некому погасить ее.// Следующих затем слов: по причине злых стремлений ваших у Семидесяти нет. Так как он выше сказал: //и народу сему скажи: так говорит Господь// [[old:ier:21:08|(Иер. 21:8)]], то теперь последовательно присовокупляет: //и дому царя Иудина// [[old:ier:21:start|(Иер. 21)]], подразумевается: //скажи: так говорит Господь//, ибо этим общим выраженьем сказанное выше соединяется с последующим, так что смысл такой: //и дому царя Иудина скажи: так говорит Господь//. Собственно же речь обращается в дому царскому, преимущественно по вине которого город осаждается, чтобы он исправил свое заблуждение покаянием и снискал милость Господню. //Утром//, говорит, //производите суд//, то есть, не во тьме несправедливости, но во свете правосудия, //и избавляйте силою угнетенного от руки клеветника//, чтобы вы не имели лицеприятия на суде, но чтобы, при угнетении бедных богатыми, у вас имело более силы повеление Божие, нежели могущество угнетающего. И если, говорит, вы это сделаете, то не возгорится посреди вас огонь ярости Моей и не найдет в вас материала для истребления. В этом месте показывается неимоверное милосердие Божие, что тех, о которых Он выше сказал: //ибо Я положил лице Мое на город сей на зло, а не на добро; в руку царя Вавилонского он будет предан, и тот сожжет его огнем//, когда уже наступает исполнение приговора Господня, Он призывает ко спасению, — не потому чтобы не знал, что город Иерусалим будет взят, но потому, что человеку сохраняется свободная воля, чтобы видно было, что они погибают не по неведению будущего, а по собственной воле. И Спаситель знал, что Апостол отречется от Него и что Он Сам будет распят на кресте, ибо Он часто предсказывал об этом апостолам; и, не смотря на то, увещавал, желая обратить людей к покаянию, чтобы все, что бы потом они ни потерпели, случилось с ними по их собственной вине, а не по жестокости угрожающего. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== Ст. 11-14 **И дому царя Иудейского скажи: слушайте слово Господне: дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит. Вот, Я - против тебя, жительница долины, скала равнины, говорит Господь, - против вас, которые говорите: "кто выступит против нас и кто войдет в жилища наши?" Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь, и зажгу огонь в лесу вашем, и пожрет все вокруг него** //Увещание царскому дому// //Дому царскому//, т. е. всем членам двора царского, которые ведают производством суда, Иеремия внушает, чтобы они производили суд по правде. Иначе Господь сокрушит Иерусалимские твердыни. **//Толковая Библия.//** [<10>]