[<10>] ====== Толкования на Иер. 21:13 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13–14 **Вот, Я - против тебя, жительница долины, скала равнины, говорит Господь, - против вас, которые говорите: "кто выступит против нас и кто войдет в жилища наши?". Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь, и зажгу огонь в лесу вашем, и пожрет все вокруг него** //Вот Я против тебя, обитательница долины крепкой и ровной, говорит Господь, — против вас, которые говорите: кто поразить// (или //устрашит//) //нас, и кто войдет в, домы наши?// Слов: //и посещу вас свыше// и следующих за ними: //по плодам дел ваших, говорит Господь//, у LXX нет. //И зажгу//, говорит Господь, //огонь в лесу его, и пожрет все в окружности его//. Вместо обитательницы долины крепкой и ровной Семьдесят перевели: //вот Я против тебя, обитающего в долине Сор ровной//, вместо чего (Сор) Симмах перевел: //скала//, Феодотион— //осажденная//, первое издание Акилы — //крепкая//, второе — Tup. Ибо Sor или Sur на еврейском языке означает и Тир, и //скалу//, и стесненную. Говорит же Он против осажденного Иерусалима, который или так опоясан вавилонским войском, как Тир великим морем, и спастись не может, или который, по твердости и величине стен, считает себя, подобно твердейшей скале, непреодолимым и крепким и говорит: //кто может устрашить нас, и кто войдет в жилища наши?// Тогда как напротив Бог говорит: //Я посещу вас//; вы не сможете убежать от ока Моего. Посещу же вас на погибель, и воздам вам плод лукавства вашего. //И Я зажгу огонь в лесу// вашем. Не Вавилонянин, как вы думаете, не царь Халдейский, но Мой гнев совершит все это. Лесом же Он называет Иерусалим и всю окрестную страну, так как он не имеет деревьев, приносящих плоды добрых дел, почему и приготовлен для сожжения. И прекрасно называет эту страну долиною ровною, потому что она удобопроходима для неприятелей, а не горою высокою, на которую с трудом можно взойти. Сообразно с этим и у Исаии говорится: //видение в долине Сионской// [[old:is:22:01|(Ис. 22:1)]]. Все, что предсказывается царскому дому и столичному городу, мы можем применять к церковному чину и князьям церквей, к тем только, которые преданы гордости, богатству и роскоши. И затем, не избавится он от погибели потому, что он есть дом царский, так как и из потомков Давидовых нашлось очень немного таких, которые были угодны Господу, как сам Давид, Езекия и Иосия, а большая часть начальников и царской Фамилии навлекли на весь народ гнев Господень. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Вот, Я - против тебя, жительница долины, скала равнины, говорит Господь, - против вас, которые говорите: "кто выступит против нас и кто войдет в жилища наши?"** Иерусалим был окружен горами, но и сам он на долине Иерусалимской выдавался как скала, так что для того, чтобы к нему подойти, врагам нужно было взбираться на горы, а потом, чтобы взять его, снова приходилось из долины взбираться на холмы, на каких расположен Иерусалим. Отсюда — уверенность жителей Иерусалима в своей безопасности. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:ier:21:11#lopuxin_ap|Иер. 21:11]] [<10>]