[<10>] ====== Толкования на Иер. 30:24 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Пламенный гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и не выполнит намерений сердца Своего. В последние дни уразумеете это** См. Толкование на [[old:ier:30:23#blzh_ieronim_stridonskij|Иер. 30:23]] =====Лопухин А.П.===== **Пламенный гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и не выполнит намерений сердца Своего. В последние дни уразумеете это** См. Толкование на [[old:ier:30:01#lopuxin_ap|Иер. 30:1]] **Особые замечания**. В настоящем отделе своей книги Иеремия выставляет три положения: 1) Израиль в конце концов обратится к Иегове; 2) из стран плена и рассеяний он снова будет собран в Палестину и 3) отсюда власть Иеговы прострется на все народы, враждовавшие с евреями. — Эти предсказания, высказываемые и другими пророками (ср. [[old:is:09:01|Ис. 9:1–7]]; [[old:is:11:01|11:1–16]]; [[old:iez:16:53|Иез. 16:53–63]]; [[old:dan:02:44|Дан. 2:44]], [[old:dan:02:45|45]]; [[old:am:09:13|Ам. 9:13–15]]; [[old:zah:02:start|Зах. 2]]; [[old:zah:08:07|8:7]], [[old:zah:08:08|8]] и др.), некоторые толкователи относят не к иудейскому народу, а к христианской Церкви, другие же и самые блага, какие здесь обещает своему народу пророк, понимают символически, видят в них собственно блага духовные, блаженство новой жизни истинно верующих после страшного суда, когда будет существовать новое небо и новая земля. С таким пониманием пророчества Иеремии и др. пророков согласиться нельзя по следующим основаниям: 1) всеми признается, что угрозы, какие со времен Моисея высказывались пророками по отношению к Израилю, относились действительно к евреям и на них исполнились. Было бы, поэтому, крайне непоследовательно не относить к Израилю и те обетования, какие идут вслед за угрозами и какие должны, по убеждению пророков, исполниться непременно. 2) Основным условием для получения будущих благословений является обращение Израиля. Но какой смысл будет иметь это требование, если под Иудою и Израилем разуметь Христианскую Церковь? При том, ведь если под Иудою и Израилем разуметь только //избранное// общество христиан, включая сюда и уверовавших иудеев, — а так думать необходимо, потому что христиане //только по имени//, каких, конечно, в Церкви большинство, не могут получить этих благословений, — то о каком новом обращении этих избранников может идти речь у пророков? Рассматриваемая как целое эта община избранных христиан является //уже// обращенною… Напротив, еврейский народ в своем целом действительно еще нуждается в обращении на путь истины и, сл., у пророков речь идет именно о нем. 3) У пророков, конечно, из области спасения не изгоняются и язычники, но в тоже время делается ясное различение между Израилем и язычниками. Это различение будет уничтожено, если в пророчествах, предвозвещающих будущее возвеличение Израиля, видеть отношение и к иудеям и к язычникам в совершенно равной мере. — Итак, вполне согласно с духом пророчеств, видеть здесь указание на будущее обращение всего Израиля, причем Израиль займет средоточный пункт в Церкви Христовой (ср. [[new:rim:11:15|Рим. 11:15]] и [[new:rim:11:25|25]]). — Точно также нельзя истолковывать пророчества о благах ожидающих Израиля в чисто спиритуалистическом смысле и понимать их как блага будущей, небесной жизни. Ведь Иеремия, как и другие пророки, знают и эти последние блага, говорят о них, но это не мешает им говорить еще особливо и о благах материальных, которые, очевидно, они понимают в прямом, буквальном смысле (ср. [[old:iez:36:25|Иез. 36 гл. 25–27]] и [[old:iez:36:29|29]], [[old:iez:36:33|33]], [[old:iez:36:37|37]]). Обо всем отделе 30— 33 гл. см. замечания после 33-й главы. **//Толковая Библия.//** [<10>]