[<10>] ====== Толкования на Иер. 31:9 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я - отец Израилю, и Ефрем - первенец Мой** //Они пойдут// (или //выйдут//) //со слезами, и в милосердии Я возвращу их и приведу их чрез потоки вод путем правым, и не споткнутся// (или //не заблудятся//) //на нем. Ибо Я стал отцем Израиля, и Ефрем есть первенец Мой//. Если будем читать по еврейскому: //они пойдут со слезами//, ибо это значит слово //iabu//, то скажем, что слезы иногда бывают признаком чрезвычайной радости, как говорится: «плачу от радости», а если по LXX, которые сказали: //в слезах он выйдет, а в милосердии, или на утешение Я возвращу их//, то будем видеть тот смысл, который указывается и в Псалмах: //ходящии хождаху и плакахуся метающе семена своя: грядущии же приидут радостью, вземлюще рукояти своя// [[old:ps:125:06|(Пс. 125:6)]]. Ибо они плакали, когда отводились в плен, но получили величайшее утешение, когда милосердием Господа были возвращены. И привел их Господь чрез апостолов и мужей апостольских, исполненных вод и обильнейшей влаги, путем правым, то есть путем веры, а не неверия Иудейского. И не споткнутся, говорит, на нем, потому что они перестали быть слепыми, которым некогда было сказано: //Аще бысте слепи были, не бысте имели греха: ныне же глаголете, яко видим: грех убо ваш пребывает// [[new:in:09:41|(Ин. 9:41)]]. Под путем правым можем разуметь и Христа, Которым кто пойдет, не споткнется [[new:rim:05:start|(Рим. гл. 5)]]. //Я стал//, говорит, //отцем Израилю//, который возвращен, //и Ефрем есть первенец Мой//. Ибо, где некогда изобиловал грех, там стала преизобиловать благодать. Писание свидетельствует, что Ефрем служит образом народа, собранного из язычников, Ибо он был последний сын Иосифа, но предвосхитил права первородства у Манассии, который, по природе, был первым [[old:gen:48:start|(Быт. гл. 48)]]. Ибо когда, в таинственный образ креста, руки были сложены на крест, то стоявший по левую сторону Иакова получил благословение правой руки его, а стоявший по правую сторону, получив благословение левою рукою, был низведен на вторую степень. Таким образом как Иаков предвосхитил права первородства у Исава, так Ефрем у Манассии. И весь народ десяти колен назывался Ефремом, потому что Иеровоам, сын Наватов, из этого колена первый получил царство в Самарии. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я - отец Израилю, и Ефрем - первенец Мой** Израильтяне пойдут (//пошли// — прошедшее вместо будущего) из плена с радостными слезами. — //Первенцем// Божиим называется здесь Ефрем, т. е. Израильское царство, потому что Иосиф, отец Ефрема, был удостоен одного из прав первородства — двойной части наследства (ср. [[old:1par:05:02|1 Пар. 5:2]]). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:ier:31:01#lopuxin_ap|Иер. 31:1]] [<10>]