[<10>] ====== Толкования на Иер. 31:10 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 10–14 **Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое"; ибо искупит Господь Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться. Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их. И напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь** //Слушайте слово Господне, народы, и возвестите в островах отдаленных, и скажите: кто разсеял Израиля, тот и соберет его и будет охранять его, как пастырь стадо свое. Ибо искупил Господь Иакова и освободил его от руки более сильного// (или //более крепкого//). //И прийдут они, и будут хвалить на горе Сионе, и стекутся к благам Господа, на пшеницу и вино и елей, на приплод скота и волов. И будет душа их как сад напоенный водою// (или //как дерево плодовитое//), //и более не будут томиться. Тогда возвеселится дева в хороводе// (или //девы//) //и юноши и старцы вместе, и обращу плачь их на радость, и утешу их и обрадую от скорби их. И напою душу священников// (или //сынов Левииных//) //туком, и народ Мой исполнится благ Моих, говорит Господь.// Ясно указывается призвание язычников, когда Писание говорит: //слушайте слово Господне, народы, и возвестите на островах далеких и скажите.// Что возвещают они островам далеким? То, что Господь, который разсеял Израиля, Он же и соберет его. Следовательно разсеяние было делом не силы врагов, а воли Господа. И будет охранять его как пастырь стадо свое. Ибо пастырь добрый душу свою полагает за овцы [[new:in:10:start|(Ин. гл. 10)]]. //Ибо искупил Господь Иакова// ценою крови своей и //избавил его от руки более сильного//, или //более крепкого//. Этим указываются противные силы, более крепкие сравнительно с слабою природою человеческою. Но и в первых и в последней есть силы: те крепче нас природою, а мы крепче верою, если только достойны быть избавленными Тем, кто может связать сильного и разрушить дом его. //И приидут//, говорит, – конечно избавленные от руки сильных – //и восхвалят// Избавителя своего //на горе Сион//, то есть в Церкви. //И стекутся ко благам Гocпoдa//, к изобилию во всем, которое разумеется не в плодах и яствах плоти сей, а в разнообразии добродетелей. //На пшеницу и вино и елей//, из чего делается хлеб Господень и исполняется образ крови Его и показывается благословение освящения, по слову Писания: //помаза тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих// [[old:ps:044:08|(Пс. 44:8)]]. //И на приплод скота//, – простецов в Церкви, и //волов// – рогатых, разгоняющих противников. А чтобы мы знали, что эти благословения относятся не к телу, а к душе, далее следует: //и будет душа их как сад напоенный водою//, или как дерево плодовитое, насажденное при истоках вод и как рай сладости. И более, говорит, не взалчут, – не тем голодом, о котором написано: //блажени алчущие и жаждущие правды// [[new:mf:05:06|(Мф. 5:6)]], а тем, который заменяется сытостью и исключает недостаток в чем бы то ни было. Тогда //возрадуется дева в хороводе//, о которой пишет Апостол: //обручих бо вас единому мужу, деву чисту представити Христови// [[new:2kor:11:02|(2 Кор. 11:2)]]. //И юноши// которым Иоанн говорит: //пишу вам юноши, яко победисте лукавого//. //И старцы//, которым тот же Апостол в таинственной речи свидетельствует: //пишу вам отцы, яко познаете безначального// [[new:1in:02:13|(1 Ин. 2:13 – 14)]]. //И обращу//, говорит, //печаль их на радость//, чтобы тех, коих устрашал крест, обрадовало воскресение. //Я утешу их, и обрадую в печали их//, по оному слову Господа: //блажени плачущии, яко тии утешатся//. И напою душу священников, – тех, кои имеют ведение о Боге, от уст коих верующие вопрошают о законе Господа, Которому пророк воспевает: //ты еcи священник во век, по чину Мелхисидекову// [[old:ps:109:04|(Пс. 109:4)]]. А того, что далее следует по LXX: //сынов Левииных//, в еврейском нет, и очевидно это говорится не о тех священниках, которые суть сыны Левия, а о тех, образом которых был Мелхиседек. Упоение же священников свидетельствуется и у апостолов, когда они горели верою и когда о них говорили, что они исполнены вином [[new:act:02:start|(Деян. 2)]]. Поэтому и то место, на котором был взят Господь, называется //Гефсимания// [[new:mf:26:36|(Мф. 26:36)]], что на нашем языке значит //долина тука//. И когда священники будут тучны учением Господа и, упоенные на пиру Иосифа ([[old:gen:43:start|Быт. 43]] и [[old:gen:44:start|44]]), скажут: //чаша твоя упоевающи мя яко державна// [[old:ps:022:05|(Пс. 22:5)]], тогда будет и то, что теперь обещает Господь: //народ мой исполнится благ Моих//. Все это отчасти дается и теперь; вполне же будет дано тогда, когда узрим лицом к лицу, и тело смирения нашего изменится славою воскресения. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: "Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое"** См. Толкование на [[old:ier:31:01#lopuxin_ap|Иер. 31:1]] [<10>]