[<10>] ====== Толкования на Иер. 31:27 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 27–30 **Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет** //Вот приходят дни, говорит Господь, и Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем людей и семенем скотов. И как Я бодрствовал над ними, чтобы искоренять и сокрушать, и разрушать, и губить, и поражать, так буду бодрствовать над ними, чтобы созидать и насаждать, говорит Господь. В те дни не будут говорить более: «отцы ели кислый виноград, a y детей на зубах оскомина, то каждый будет умирать за свое беззаконие и всякий человек, кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Дом и дом,// то есть, //дом Израилев и дом Иудин// у LXX нет, а только //Израиля и Иуду//, так что стоит: и засею Израиля и Иуду, Слова: //семенем людей и скотов//, мы должны относить к разумным и простецам. И как в начале Иеремии сказано ему: //«вот Я поставил тебя сегодня над народами и над царствами, чтобы искоренять и разрушать и губить и расточать и созидать и насаждать»//, и Я бодрствовал над ними чтобы выполнить угрозы свои: так, говорит, теперь Я буду бодрствовать над ними, чтобы созидать и насаждать. Ибо вы – Божия нива, Божие строение [[new:1kor:03:09|(1 Кор. 3:9)]]. Все такие обетования, по мнению Иудеев и наших иудействующих, имеют исполниться в тысячелетнее царство. Мы же, согласно с словом апостола: //аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти// [[new:1kor:03:06|(1 Кор. 3:6)]] и с словом пророка Исаии, что Спаситель есть строитель ограды и домов, утверждаема, что духовно это исполнилось в первое пришествие Христово, но исполнилось отчасти, а не вполне, ибо ныне видим зерцалом в гадании и не знаем так, как нам нужно знать [[new:1kor:13:start|(1 Кор. гл. 13)]]; когда же придет совершенное, тогда то, что отчасти, упразднится. Или, лучше, веруем, что исполнится во второе пришествие, когда Господь явится во славе своей и войдет полнота язычников, так что весь Израиль спасется и не отчасти и в отдельных лицах, а во всех будет Бог все ([[new:rim:11:start|Рим. гл. 11]] и [[new:1kor:15:start|1 Кор. гл. 15]]). Слова: в те дни не будут говорить более: //«отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»// и пр. мы очень подробно объясняли в толкованиях на Иезекииля, когда изъясняли место: //Сыт человеческий, зачем вы употребляете в земле Израилевой пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Живу я, говорит Господь, не будут впредь говорить пословицу эту во Израиле: ибо все души Мои как душа отца, так и душа сына. Душа, которая согрешит, та умрет// [[old:iez:08:14|(Иез. 8:14)]]. Из сего научаемся, что не Господь соделал смерть, а грех. Ибо душа, которая согрешит, та умрет. В настоящем месте говорится и то, что не на веки Израиль прогневал Господа грехами отцов, а своими заслугами и верою во Христа, он, спустя многое время, спасется. Следует заметить также, что кислым виноградом называются пороки и грехи; от него бывает оскомина на зубах, и те, кто ест его, не могут чувствовать приятности Того, о Котором говорится: //вкусите и видите, яко благ Господь// [[old:ps:033:09|(Пс. 33:9)]]. Кто понимает Писания несообразно с истиною, тот ест виноград кислый. Поэтому все еретики, верующие превратному, не могут есть хлеба сходящего с небеси, но оскомина на зубах у них, не по грубости пищи, а по пороку зубов их. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота** Бог изображается здесь как сеятель, щедрою рукою повсюду разбрасывающий семена жизни. Ст. 27-40 **Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина ", но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа ", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Анамеила до ворот угольных, и землемерная вервь пойдет далее прямо до холма Гарива и обойдет Гоаф. И вся долина трупов и пепла, и все поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется вовеки** //Новый Завет// Господь Бог, доселе посылавший на иудеев в их страну такие ужасные бедствия, теперь будет заботиться непрестанно об умножении населения Иудеи и о благополучии ее обитателей. Проклятие за грехи предков, которое до сих пор тяготеет над иудеями, будет снято с них. Никто не будет страдать за чужие грехи. Но полное и окончательное блаженство для иудеев наступит тогда, когда Господь заключит с ними Новый Завет. Божественный Закон будет тогда начертан не на каменных скрижалях, но неизгладимо утвержден в сердцах людей. Самое же важное отличие этого будущего Завета состоит в том, что тогда народу будет даровано полное прощение грехов. Это все так же несомненно совершится, как несомненно тверд порядок в движении светил небесных. С топографической точностью пророк изображает далее дело восстановления Иерусалима, причем отмечается и то обстоятельство, что в новом Иерусалиме не будет более никакого скверного, нечистого места. **//Толковая Библия.//** [<10>]