[<10>] ====== Толкования на Иер. 31:31 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 31-32 **Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь** //Вот приходят дни, говорит Господь, и Я заключу с домом Израилевым и с домом Иудиним договор// (или //завет//) //новый, не по договору// (или //завету//), //который Я заключил с отцами вашими в тот день, в который Я взял за руку их, чтобы вывести их из земли Египетской, договор// (или //завет//), //который они нарушили, и Я господствовал над ними// (или //Я отверг их//), //говорит Господь. И таков будет договор// (или //завет//), //который Я заключу с домом Израилевым после дней тех, говорит Господь: Я дам закон Мой на внутренностях// (или //в уме//) //их, и на сердце их напишу его, и буду им Богом, а они будут Мне народом и не будут более учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: «познайте Господа», ибо все будут знать Меня от меньшего из них до самого большего, говорит Господь, потому что Я буду милостив к неправде их и греха их не буду помнить более.// Это свидетельство привел в послании к Евреем апостол Павел, или другой кто, писавший послание, и за тем все церковные мужи говорят, что все это исполнилось в первое пришествие Спасителя, что место ветхого завета заступил новый, то есть Евангелие, и что им закон буквы заменен законом духа, так что все жертвы, и обрезание, и суббота исполнились духовно. А что мы ставим //договор// вместо //завета//, то это выражение еврейского текста, хотя и //договор// правильно называть //заветом//, так как в нем содержится воля и завещание тех, кои вступают в договор. Когда Израиль был выведен из земли Египетской, то Бог был так близок к этому народу, что говорится, что Он взял их за руку и заключил с ними договор, который они нарушили, и за это Господь отверг их. Теперь же обещает, что в Евангелии после креста, воскресения и вознесения Он дает договор не на скрижалях каменных, а на скрижалях сердца плотяных. И когда написан завет Господа в уме верующих, то Он является им Богом, а они Его народом, так что они не ищут Иудейских учителей, преданий и заповедей человеческих, но наставляются Духом Святым, если только достойны услышать: //храм Божий есте и Дух Божий живет в вас// [[new:1kor:03:19|(1 Кор. 3:19)]]. Дух же дышит, где хочет и имеет различные дарования. Ведение Единого Бога есть обладание всеми добродетелями. //И будет//, говорит, //что Я буду милостив к неправде их и о грехе их не буду, вспоминать более//. Из этого ясно, что по смыслу этого отдела вышесказанное должно быть относимо к первому пришествию Спасителя, когда оба народа, Израиль и Иуда, были соединены. Если же у кого возникнет недоумение, почему сказал: //заключу с домом Израилевым и с домом Иудиным договор, или завет новый, не по завету, который Я заключил с отцами вашими//, тот пусть поймет, что сначала церковь Христова была из Иудеев и что к ним пришел Господь Спаситель, говоривший: //несмь послан токмо ко овцам погибшим дому Израилева// [[new:mf:15:24|(Мф. 15:24)]] и что тоже самое подтверждали и апостолы: //вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергаете е, и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки// [[new:act:13:46|(Деян. 18:46)]]. Ибо, не подобало хлеб детей давать псам; но так как дети не захотели принять Отца пришедшего к своим, то Он дал всем принявшим Его власть быть чадами Божиими [[new:mf:15:start|(Мф. 15;]] [[new:in:01:start|Ин. 1)]]. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== **Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет** Пророк мыслит Новый Завет как такой, который совпадет с восстановлением дома Иуды и Израиля, что возможно только в далеком будущем. — //Я заключу//. Существенный момент библейской идеи Завета заключается в том, что в ней выдвигается на вид не чисто договорное отношение между Богом и человеком, а указывается на инициативу, исходящую от Бога, почему Завет является установлением Божиим. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:ier:31:27#lopuxin_ap|Иер. 31:27]] [<10>]