[<10>] ====== Толкования на Иер. 31:35 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 35–36 **Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда** //Так говорит Господь, Который дает солнце в свет дня, устав луне и звездам в свет ночи, Который возмущает море и гремят волны его; Господь воинств имя Ему. Если перестанут законы сии// (или //уставы сии//) //действовать предо Мною, говорит Господь, тогда и семя Израилево перестанет быть народом предо Мною во все дни.// И в начале книги Бытия читаем, что солнце поставлено на небе в свет дня, а луна и звезды в свет ночи [[old:gen:01:start|(Быт. гл. 1)]]; и в Псалме: //день дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум// [[old:ps:018:02|(Пс. 18:2)]], – что ночь и день взаимно сменяют ее. Как не может, говорит, измениться устав природы, и особенно небесных светил, и как волны шумящего моря катятся к берегам, но страшный для слуха шум пучин и вздымающихся валов не может идти далее, чем как положено повелением Божиим, по оному: //предел положил еси, его же не прейдут, ниже обратятся покрыти землю// [[old:ps:108:09|(Пс. 108:9)]]: так, говорит, и семя и род Израилев волею Господа пребудет вечным и никогда не прекратится. Под законами же здесь должно разуметь не законы Моисеевы, а уставы и порядок природы. Мы можем спросить Иудеев: если погибнут небеса и все как одежда обветшают, и Господу только говорится: //Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют// [[old:ps:101:28|(Пс. 101:28)]], то каким образом семя Израилево может быть вечно? Ибо или когда погибнут небеса, то погибнет и семя Израилево, или, если оно будет вечно, то и небеса не погибнут. Если же Писание не может говорить неправду и небеса погибнут, то, следовательно, погибнет и семя Израилево, особенно, когда Иаков говорит детям: //«придите, и я возвещу вам, что будет в последние дни»// [[old:gen:49:01|(Быт. 49:1)]]. Когда говорится: в последние дни, то, значит, мир перестанет существовать и будет другой порядок вещей. Это против Иудеев. Нашим же и Евангелие показывает, что мир сей не вечен, говоря: //небо и земли мимо идет// [[new:mf:24:35|(Мф. 24:35)]] и: //се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века// [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]]. Можем сказать и иначе: пока будет существовать мир сей, семя Израилево и народ Иудейский будет продолжаться, – не в тех, кои теперь не веруют, а в тех, кои с апостолами и через апостолов уверовали, чтобы остаток спасся. **//Шесть книг толкований на пророка Иеремию.//** =====Лопухин А.П.===== Ст. 35-37 **Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь** Этот Новый Завет будет вечен и неизменен, как законы природы установленные Богом. Бог не отвергнет от Себя Израиля — это так же немыслимо, как немыслимо измерить небо и исследовать основание земли. — //Народом предо Мною//, — т. е. Моим избранным народом. — О неизменности обетований Божиих относящихся к Израилю можно читать подробно в брошюре //Н. П. Розанова// «Будущность еврейского народа при свете Откровения», Москва, 1901 г., с. 1–45. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:ier:31:27#lopuxin_ap|Иер. 31:27]] [<10>]