[<10>] ====== Толкования на Иер. 31:40 ====== =====Лопухин А.П.===== **И вся долина трупов и пепла, и все поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется вовеки.** //Долина трупов и пепла// — это долина Енномова, к югу за городом, часть которой со времен Иосии царя считалась нечистою ([[old:4ts:23:10|4 Цар XXIII:10]]); сюда свозились трупы, найденные на дорогах, и пепел от жертв. — //Конские ворота// находились на юго-восточном углу храмовой площади; они обозначают здесь //восточную// границу Иерусалима. См. также Толкование на [[old:ier:31:38#lopuxin_ap|Иер. 31:38]] **Особые замечания**. Ев. Матфей говорит, что сказанное Иеремией о плаче Рахили (15-й стих) исполнилось окончательно тогда, когда еврейские женщины в Вифлееме оплакивали своих детей, избитых по повелению Ирода ([[new:mf:02:17|Мф II:17–18]]). В самом деле, как Рахиль, праматерь Иосифа и Ефрема, плакала об отведении в плен ассирийский ее потомков, где им всем угрожала погибель, так, можно сказать, она сопровождала плачем погибель невинных младенцев вифлеемских во дни Ирода. Плакали женщины вифлеемские, но евангелист, среди воплей их, слышит и плач погребенной около Вифлеема Рахили. Пророчество о Новом Завете (ст. 31–34) приводит в своем послании к евреям Апостол Павел для того, чтобы показать, что пророк Иеремия еще свидетельствовал, что Ветхий Завет действительно уже изветшал и подлежал отмене ([[new:evr:08:13|Евр VIII:13]]). Очевидно, Апостол под Новым Заветом, какой имел заключить с Израилем Бог по Иеремии, разумел евангельский Завет, который со временем, в отдаленном будущем, будет принят всем израильским народом (ср. [[new:rim:11:25|Рим XI:25]]). [<10>]