[<10>] ====== Толкования на Иез. 1:21 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах** Если дух жизни располагает (дух читающего) к слезам покаяния; то за ним тотчас следуют и колеса; когда слова Св. Писания указывают на кающегося Давида, что он, обличенный Пророком, не устыдился признаться в преступлении пред обличающим подданным, потому что отверг подданство Царю небесному [[old:2ts:12:13|(2Цар.12:13)]]; что мытарь, который признал себя виноватым в своем нечестии, хотя пришел во храм неправедным, однако ж из храма вышел оправданным [[new:lk:18:13|(Лк.18:13-14)]]; что Петр пятна отречения омыл слезами [[new:mf:26:75|(Мф.26:75)]]; что разбойник, сознавшийся на кресте в виновности, в самой уже смерти получил прощение [[new:lk:23:43|(Лк.23:43)]]. Об этих колесах Пророк еще повторяет то же самое, и присовокупляет: **внегда идяху сия, идяху** (и колеса), **и внегда стояти им, стояху** (и колеса с ними): **и егда воздвизахуся от земли, воздвизахуся с ними** (и колеса), **яко дух жизни бяше в колесех**. Это, как вы, возлюбленнейшие бpaтиe, знаете, большею частью было уже сказано, но в повествовании описаниe повторяется. Не обленимся же и мы кратко повторить то же в объяснении, что Дух благоизволил чрез Пророка повторить в повествовании. Ибо в этих словах новая прибавка состоит только в том, что сказано: **внегда стояти им, стояху** (и колеса с ними). Есть некоторые, которые достигают такого совершенства, что умеют хорошо распоряжаться земными благами, им принадлежащими, усердно занимаются делами милосердия, помогают угнетенным. Они именно идут тем, что стремятся к пользе ближнего. Поэтому и колеса идут с ними; потому что священные изречения распоряжаются устроением шествия их по пути. И есть другие, которые так тверды в содержании принятой ими веры, что могут противостоять всем нападениям на нее, и не только сами не увлекаются к развращению вероломства, но и препобеждают говорящих развращенное, и привлекают их к правоверию. С этими стоящими стоят так же и колеса; потому что слова Св. Писания утверждают их в правоверии, когда те слышат в них //стойте, и держите предания, имже научистеся// [[new:2sol:02:15|(2Сол.2:15)]]. И еще: //супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити: емуже противитеся тверди в вере// [[new:1pet:05:08|(1Пет.5:8-9)]]. И есть еще другие, которые презирают все земное, отвергают все преходящее, и углубляются, как сказано, в созерцании Бога. Поэтому с ними, возвышающимися, возвышаются равномерно и колеса; потому что каждый преуспевает в горнем настолько, насколько говорят ему о горнем священные изречения. Итак шествуют животные к пользе ближнего, стоят на страже самих себя, воздвизаются к созерцанию Бога. Но и колеса равным образом идут, стоят, воздвизаются; потому что искомое священное чтение находится таковым, каков и тот, кем отыскивается. Ибо, если ты отправился к деятельной жизни, то оно (колесо) идет с тобою. Ты сосредоточил внимание на неподвижности и постоянстве духа, оно стоит с тобою. Ты по благодати Божией воспарил к созерцанию, оно возлетает с тобою. И опять присовокупляется: **яко дух жизни бяше в колесех**. Во второй раз говорится, что дух жизни был в колесах потому, что в Св. Писании два Завета, которые оба благоволил написать Дух Божий для того, чтоб освободить нас от смерти душевной. Или потому, что две заповеди о любви, именно, о любви к Богу, и любви к ближнему, чрез которые оба изречения Св. Писания оживотворяют нас. Итак во второй раз говорится, что дух жизни был в колесах потому, что мы к любви Бога и ближнего располагаемся Божественными изречениями. Ибо посредством заповедей Св. Писания оживотворяемся мы, которые лежали мертвыми в греховности. Поэтому Псалмопевец говорит всемогущему Богу: //во век не забуду оправданий твоих, яко в них оживил мя еси// [[old:ps:118:093|(Пс.118:93)]]. Ибо оправданиями называются заповеди Господа, которыми Он, исправляя, оправдывает нас. О них Псалмопевец яснее говорит: //во оправданиих твоих поучуся: не забуду словес твоих// (Там же, [[old:ps:118:016|ст. 16]]). Итак Он оживотворяет нас ими, потому что чрез них показывает нам духовную жизнь, и вливает ее в наши души чрез дуновение Духа. Поелику это по дару благодати совершается в душах избранных каждодневно, то справедливо говорится: **дух жизни бяше в колесех**. Это Писание для нас во мраке настоящей жизни есть свет на пути. Поэтому-то Петр говорит: //вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияяющему в темном месте// [[new:2pet:01:19|(2Пет.1:19)]]. Поэтому-то и Псалмопевец говорит: //светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим// [[old:ps:118:105|(Пс.118:105)]]. Впрочем мы знаем, что и самый наш светильник для нас темен, если не освещает его для наших душ истина. Поэтому Псалмопевец опять говорит: //яко Ты просветиши светильник мой, Господи Боже мой, просветиши тму мою// (Пс.17:29). Ибо что такое горящий светильник, если не свет? Но сотворенный свет для нас не светит, если сам не освещается от света несотворенного. Итак, поелику всемогущий Бог для нашего спасения Сам и сотворил изречения Священных Заветов, Сам и открыл: то дух жизни был в колесах. Далее следует: //и подобие над главою животных яко твердь, яко видение кристалла; простертое над крилами их свыше// [[old:iez:01:22|(ст. 22)]]. //**Беседы на пророка Иезекииля.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах** См. Толкование на [[old:iez:01:05#prp_makarij_velikij|Иез. 1:5]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах** См. Толкование на [[old:iez:01:19#blzh_ieronim_stridonskij|Иез. 1:19]] =====Лопухин А.П.===== **Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах** Согласие в движении колес и животных было настолько примечательно, что пророк еще раз обращает на него внимание кратким повторением всего сказанного об этом. Это повторение он пополняет указанием на то, что при остановке животных останавливались с ними и колеса, - обстоятельство, далеко не очевидное само по себе в виду того, что колеса ничем не были связаны с животными. Таким образом, “21 ст. объединяет с прибавлением нового два предшествующие стиха и заключает их” (Гитциг). Кроме этой цели - служит заключением к описанию замечательного согласия в движении животных и колес, стих имеет и другую цель: он рисует нам картину общего движения всего явления. Из него мы узнаем, что явление не всегда шло, но иногда останавливалось, и что оно иногда шло по земле, а по временам носилось над землею, “поднималось от земли”, - сведения немаловажные и до сих пор не сообщенные пророком в такой полноте и отчетливости. Стих оканчивается буквальным повторением заключительных слов предшествующего стиха: “ибо дух животных был в колесах”, один из литературных приемов Иезекииля (рефрен, см. ст. 17), имеющий в виду обратить внимание на повторенную с такою буквальностью мысль. “Это причинное предложение стоит дважды, потому что в нем лежит главная сила” (Кречмар). “Дважды говорится: “ибо дух жизни был в колесах” чтобы мы отнюдь не считали колеса чем-нибудь таким, что мы видим в нижних частях телег, повозок и колесниц, но живыми существами, даже выше живых существ” (блаж. Иероним). [<10>]