[<10>] ====== Толкования на Иез. 2:10 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе"** Нет сомнения, что слово //песнь// употребляется иногда в хорошем значении, а иногда в худом; потому что можно говорить: //и радостная песнь, и печальная песнь//. Но мы, следуя употреблению Св. Писания, которое обыкновенно употребляет слово //песнь// в хорошем значении, принимаем слово //песнь// в этом месте в хорошем значении. Ибо когда всемогущий Бог перевел народ свой чрез Чермное море, то написано: //тогда воспе Моисей и сынове Израилевы песнь сию Господеви// [[old:ish:14:31|(Исх.14:31)]]. И когда Давид одержал победу над врагами, то написано: //и глагола Давид ко Господу словеса песни сея// [[old:2ts:22:01|(2Цар.22:1)]]. И Соломон говорит: //уксус селитре, и поющий песни сердцу развращенному// [[old:pr:25:20|(Притч.25:20)]]. Поелику уксус, вливаемый в селитру, тотчас заставляет селитру кипеть и пениться. И развращенная душа, когда подвергается выговору или приятности проповеди убеждается к добру, от исправления делается худшею, и воспламеняется несправедливостью негодования оттуда, откуда должна была получить обуздание в несправедливости. И чрез Иова о неблагодарном и отчаевающемся говорится: //и не рече: где есть Бог сотворивый мя; устрояяй стражбы нощныя// [[old:iov:35:10|(Иов.35:10)]]. Потому что песнь в ночи есть утешение в скорби. Мы принимаем песнь в ночи, когда в теснотах настоящих утешаем себя радостями будущими. Песнь в ночи указал нам Апостол, когда говорил: //упованием радующеся, скорби терпяще// [[new:rim:12:12|(Рим.12:12)]]. Песнь в ночи имел Давид, который говорил: //Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя, радосте моя, избави мя от обышедших мя// [[old:ps:031:07|(Пс.31:7)]]. Ибо кто говорит, что окружен несчастьями, и однако же Бога называет своею радостью; тот без сомнения поет песнь в ночи. Итак, почти всегда Священное Пиcaниe обыкновенно употребляло слово «песнь» в хорошем значении; то и нам в этом месте должно разуметь оное в том же значении. Но **горе** в Св. Писании чаще выражает вечный плач, нежели настоящий. Так написано: //горе беззаконному: лукавая бо приключатся ему по делом руку его// [[old:is:03:11|(Ис.3:11)]]. И блаженный Иов говорит: //аще нечестив буду, люте (горе) мне, аще же буду праведен, не могу возникнути; исполнен бо есмь безчестия// [[old:iov:10:15|(Иов.10:15)]]. Ибо несчастие праведных есть временное. Следовательно, **люте** (горе), о котором он сказал, различал от временного несчастья тот, кто утверждал, что и праведник имеет скорбь, и нечестивый горе. И лично сама Истина говорит: //горе миру от соблазнов// [[new:mf:18:07|(Мф.18:7)]], и //горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете// [[new:lk:06:25|(Лк.6:25)]]; и //горе имущим во чреве и доящым в тыя дни// [[new:lk:21:23|(Лк.21:23)]]. Итак нам надобно обсудить, каким образом в Св. Книге написаны эти три: рыдание, песнь и горе. Рыдание написано потому, что в ней написано покаяние грешников. Но песнь, потому что в ней предвозвещаются радости Праведных. Горе же потому, что в ней выражено осуждение нечестивых. Итак, чтоб очистить грехи, читай в этой книге то, что написано о сокрушении: //расторгните, сердца ваша, а не ризы ваша// [[old:iol:02:13|(Иоил.2:13)]]. И еще: //постраждите и слезите и плачитеся: смех ваш в плачь да обратится, и радость в сетовaниe// [[new:iak:04:09|(Иак.4:9)]]. А чтоб иметь радость в обетовании будущей радости, познай, какие в этой книге написаны песни хвалы вечной: //блажени живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя// [[old:ps:083:05|(Пс.83:5)]]. И как чрез некоторого мудрого о небесном Иерусалиме говорится: //стогны Иepycaлимския вириллом и анфраксом, и камением от суфира устелются. И рекут вся стогны его, аллилуиа, и восхвалят// [[old:tov:13:17|(Тов.13:17-18)]]. Об этой песни небесного отечества приходили возвещать нам граждане его, которые согласно взывали: //слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение// [[new:lk:02:14|(Лк.2:14)]]. Но если ты еще привязан душою к настоящему веку, если еще услаждаешься земными удовольствиями, то ты не можешь любить вечных радостей, о которых слышишь. Итак познай в этой книге горе, которое в ней написано, и страхом прогони от души то, что ты любишь, чтобы тебе иметь возможность со времени суда любить песнь, которую ты читаешь. Потому что там под видом одного осуждённого выражается все множество нечестивых, когда голосом Истины говорится: //связавшe ему руце и нозе, возмите его, и вверзите во тму кромешную: ту будет плач и скрежет зубом// [[new:mf:22:13|(Мф.22:13)]]. Ибо тогда нечестивые попадут во тьму кромешную за то, что ни верою, ни делами не ходили во свете Истины. В нее низвергаются они связанными по рукам и по ногам за то, что ныне, имея время действовать и ходить, не хотят иметь руки и ноги свободными на добрые дела. Там горе нечестивым написано: //червь их не скончается, и огнь их не угаснет// [[old:is:66:24|(Ис.66:24)]]. Там осужденным и отверженным говорится: //идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его// [[new:mf:25:41|(Мф.25:41)]]. Итак в этой Книге содержится все, что назидает, все, что научает. Ибо, если ты согрешил и уже начал сожалеть о том, что учинил недозволенное, то, для научения себя совершению покаяния, там находишь //рыдание//. Желая облегчить душу надеждою небесных радостей, там к утешению твоему находишь //песнь//. Но если ты и зло сотворил, и не сожалеешь о том, что сотворил его, но поднимаешь выю души, не приклоняешь ее ни к каким рыданиям покаяния, не исправляешься ни от какого ожидания небесных радостей, то, хочешь или не хочешь, там услышишь написанное **горе**, так что, кого ни страх не располагает к смиренному покаянию, ни надежда горних наград не восстановляет, тот уже ныне предвидит наказание своей виновности, и без извинения подвергается вечному наказанию. Итак что, братие, что должно делать нам несчастным, если не то, чтобы постоянно быть внимательными к словам книги сей, и грехи, содеянные нами, омывать слезами, чтобы чрез рыдание покаяния достигнуть песни жизни? Дабы, в случае нашего нехотения удручать себя покаянием, после не чувствовать бесконечного горя. Да не доводит нас до отчаяния множество ран наших, потому что могущество Врача выше, нежели великость нашего расслабления. Ибо чего не может возвратить ко спасению Тот, Кто мог все сотворить из ничего? Потому что Единородный (Сын) совечен всемогущему Отцу, Который с Ним живет и царствует, в единении со Св. Духом, Бог чрез все веки веков. Аминь. //**Беседы на пророка Иезекииля.**// См. также Толкование на [[old:iez:02:09#svt_grigorij_dvoeslov|Иез. 2:9]] ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе"** См. Толкование на [[old:iez:02:09#sschmch_onufrij_gagaljuk|Иез. 2:9]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе"** См. Толкование на [[old:iez:02:09#prp_efrem_sirin|Иез. 2:9]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе"** См. Толкование на [[old:iez:02:09#prp_maksim_ispovednik|Иез. 2:9]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе"** См. Толкование на [[old:iez:02:09#blzh_ieronim_stridonskij|Иез. 2:9]] ===== Примасий ===== **И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе"** См. Толкование на [[new:otkr:12:12#primasij|Откр. 12:12]] =====Лопухин А.П.===== **И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе"** Свиток развертывается перед глазами пророка, чтобы он наперед увидел его содержание. Он был исписан, вопреки обыкновению, на обеих сторонах, как и скрижали завета [[old:ish:32:15|(Исх. 32:15)]], в знак полноты и многосодержательности (м. б. указание также на продолжительность пророческой деятельности Иезекииля - более 20 лет) и содержал исключительно //плач// (как и будущая книга Иезекииля, в которой есть много речей, прямо надписанных “плач”:[[old:iez:19:01| Иез. 19:1,]] [[old:iez:26:17|26:17]] и др.), по временам переходящий даже в //стон// боли и вопли отчаяния (“горе”, по-евр. “ги”. д. б. междометие). Содержание свитка Иезекииль может обозреть одним взглядом, потому что он находится в состоянии сверхчувственной реальности. Из взгляда на свиток пророк мог, заключить, какая будет его проповедь со стороны содержания, о котором ему еще ничего не говорилось (отсюда это обозрение отнесено ко II гл., а съедение к III, говорящей о вступлении пророка в его служение). т.о. служение пророка, тяжелое со стороны народа, будет тяжело и со стороны самого содержания проповеди. **//Толковая Библия.//** [<10>]