[<10>] ====== Толкования на Иез. 3:26 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом** Итак ведение проповедников в то время принуждено бывает к молчанию пред нечестивыми. Поэтому и здесь присовокупляется: **и язык твой привяжу к гортани твоему, и онемееши, и не будеши им в мужа обличения, понеже дом разгневаяй есть**. Но поелику во время проповеди Еноха и Илии многие из тех, которые останутся в неверии, возвратятся к познанию истины, как о том же самом Илии говорится: //Илия убо приидет прежде, и устроит вся// ([[new:mf:17:11|Мф.17:11]]; [[new:mk:09:12|Мк.9:12]]; [[old:mal:04:05|Мал.4:5]]); которые — оба у Захарии называются двумя маслинами [[old:zah:04:03|(Зах.4:3)]], а у Иоанна двумя светильниками [[new:otkr:11:04|(Апок.11:4)]], то справедливо здесь еще присовокупляется: //и внегда глаголати Ми к тебе, отверзу уста твоя, и речеши к ним: сия глаголет Адонаи Господь// [[old:iez:03:27|(Иез.3:27)]]. Ибо, когда каждый проповедник возвращается к совести дома своего, тогда налагаются на него узы, и он связывается ими; потому что, чем более будет разбирать себя в размышлении, тем более будет познавать душа беспристрастного, какими слабостями своей смертности она связана. Ибо, если бы Павел не видел себя связанным, то не стал бы говорить: //желание имый разрешитися, и со Христом быти// [[new:fil:01:23|(Флп.1:23)]]. Поэтому чрез Псалмопевца говорится: //услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленых// [[old:ps:101:21|(Пс.101:21)]]. И еще: //да внидет пред Тя воздыхание окованных// [[old:ps:078:11|(Пс.78:11)]]. Но часто душа, желая уже выйти на созерцание образа своего Искупителя, нетерпеливо желая предаться небесным радостям, видит себя связанною узами своей смертности, которыми еще связана в настоящем мире, и тоскует. Поэтому-то Иеремия, тонко рассматривая суд всемогущего Бога, говорит: //согради на мя, и не изыду, отяготи оковы моя// [[old:pier:03:07|(Плч.3:7)]]. Ибо для нас служат оковами самая слабость и повреждение нашей смертности; но когда к ним присовокупляется еще скорбь и стенание, то наши оковы отягощаются. И хотя праведник, доколе терпит замедление в этой жизни, спешит быть полезным для других проповедью о добре; но когда видит жестокие сердца и думает заняться с ними состязаниями, тогда воздерживается от проповеди. И в средину их не выходит, потому что безмолвствует от добра, которое мог говорить, по слову Павла: //не делайте ничего по ревнивости// [[new:fil:02:03|(Флп.2:3)]]; и еще: //аще ли кто мнится спорлив быти, мы таковаго обычая не имамы// [[new:1kor:11:16|(1Кор.11:16)]]. Поэтому-то и здесь присовокупляется: **и язык твой привяжу к гортани твоему, и онемееши, и не будеши им в мужа обличения, понеже дом разгневаяй есть**. //**Беседы на пророка Иезекииля.**// См. также Толкование на [[old:iez:03:25#svt_grigorij_dvoeslov|Иез. 3:25]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом** **И язык твой привяжу к гортани твоему.** И в этом представлен образ осажденных Иудеев, которые от жажды уподоблялись немым, лишенным способности говорить. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом** См. Толкование на [[old:iez:03:25#blzh_ieronim_stridonskij|Иез. 3:25]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 26-27 **И язык твой Я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом. А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: "так говорит Господь Бог!" кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай: ибо они мятежный дом** В отличие от прежних пророков, не умолкавших в своих обличениях нечестия, проповедь Иезекииля, по крайней мере на первых порах, будет немая. Для этой цели язык пророка и физически будет бездействовать (м. б. периодическая немота), служа поразительным знамением безполезности для народа пророческих обличений. Опыт показал, что упорство народа обличениями нельзя сломать; нужно ждать, пока оно сломлено будет другим, более решительным способом - падением Иерусалима, после которого лишь откроются уста пророка [[old:iez:33:21|(XXXIII:21-22).]] До этого же времени уста пророка будут открываться только для передачи прямых и, вероятно, особенно нужных откровений Божиих, именно обличений [[old:iez:03:17|(III:17]] и д.). Что пророк не безмолвствовал совсем и до падения Иерусалима, показывают [[old:iez:11:25|XI:25;]] [[old:iez:14:04|XIV:4.]] Но после этого события пророк мог свободно, а не по воле лишь Божией владеть языком своим, и самые пророческие речи полились у него обильнее, не по исключительным лишь поводам, не для обличений лишь; с того времени начинаются утешительные речи его. **//Толковая Библия.//** [<10>]