[<10>] ====== Толкования на Иез. 5:6 ====== ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **И речеши: измени оправдания моя паче языков, и законы моя паче стран, яже окрест его: понеже оправдания моя отринуша и по законом моим не ходиша в них** Что значит написанное у Пророка Иезекииля: **оправдания Моя отринуша и по законом Моим не ходиша**? Спрашивал ты: по какой причине Бог сказал у Иезекииля: **оправдания Моя отринуша и по законом Моим не ходиша.** Посему воспользуюсь кратким на сие толкованием. Сказано: они не только изобличены в нечестии, но оказались лукавыми по отношению к ближним. По некоему родовому понятию все заповеди делятся на две части: то, что касается служения Богу и то, что касается человеколюбия к сродным, - почему и две написаны скрижали. В отношении первого большинство людей могло впадать в заблуждение, по неведению лучшего и по причине обольщения со стороны тех, кто желает вводить в обман, и это тем удобнее, что Божество невидимо и мнение о Нем различно. А посему и присовокуплено второе, для всех очевидное. Ибо нет человека, который бы не знал, что худы и достойны наказания убийство, прелюбодеяние, любостяжательность и прочее с сим сродное. Посему, когда Бог обвинил иудейский народ в нечестии, чтобы Иудеи не представили в оправдание неведения или не сказали, что они достойны извинения, как уловленные в это какими-либо злыми людьми, Он обличает их в неправде по отношению к единоплеменникам и представляет их не заслуживающими никакого извинения. Ибо они не удержались и от того, в чем обвиняет их общая человеческая природа, но безрассудно вдались в беззакония. Посему тем самым, что нарушено явное, Господь показал, что и представляющееся неявным преступили они злонамеренно и по злонравию. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **А он поступил против постановлений Моих нечестивее язычников, и против уставов Моих - хуже, нежели земли вокруг него; ибо они отвергли постановления Мои и по уставам Моим не поступают** См. Толкование на [[old:iez:05:05#blzh_ieronim_stridonskij|Иез. 5:5]] =====Лопухин А.П.===== Ст. 6-7 **А он поступил против постановлений Моих нечестивее язычников, и против уставов Моих - хуже, нежели земли вокруг него; ибо они отвергли постановления Мои и по уставам Моим не поступают. Посему так говорит Господь Бог: за то, что вы умножили беззакония ваши более, нежели язычники, которые вокруг вас, по уставам Моим не поступаете и постановлений Моих не исполняете, и даже не поступаете и по постановлениям язычников, которые вокруг вас** Кто должен бы быть учителем истины и благочестия, оказывается вождем всякого нечестия. Не говоря о //постановлениях// (слав.: //“оправдания”//, д. б. более важные, моральные законы) и //уставах// (слав. //“законах”//, д. б. обрядовых Божиих), Иерусалим не поступает и по “постановлениям” (не уставам) язычников, т. е. по предписаниям естественного закона совести (в [[old:iez:11:12|XI:12]] пророк Иезекииль наоборот упрекает иудеев за то, что они поступали по постановлениям окрестных язычников, но там очевидно разумеются постановления религиозно-обрядовые, посему то место не противоречит настоящему и нет надобности для устранения этого противоречия вычеркивать здесь “не”, которого впрочем и не имеют несколько еврейских рукописей (Пешито). т.о. настоящее место является “догматическим предвосхищением учения Апостола Павла о нравственном естественном законе у язычников в [[new:rim:02:14|Рим II:14]] и д., будучи в тоже время дальнейшим развитием таких же мыслей [[old:am:03:09|Амоса III:9]] (Египет и филистимляне имеют свое нравственное суждение, которым осуждается поведение Израиля); [[old:iez:01:03|I:3]]-[[old:iez:02:03|II:3]] (язычники ответственны за свои грехи); к нравственному суждению язычников апеллирует и Иеремия [[old:iez:18:03|XVIII:3;]] [[old:iez:06:18|VI:18]] и д.; ср. [[old:iez:03:06|Иез III:6;]] впрочем мысль об откровении Божием всему человечеству, даже завет с ним высказана уже в [[old:gen:09:04|Быт IX:4-17;]] ср. из позднейшего времени, так называемые, “Ноевы заповеди” (Бертолет). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:iez:05:05#lopuxin_ap|Иез. 5:5]] [<10>]