[<10>] ====== Толкования на Иез. 7:18 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда они препояшутся вретищем, и обоймет их трепет; и у всех на лицах будет стыд, и у всех на головах плешь** **Да всяком лице стыд и на всех головах плешь.** Краснота на лице служит признаком стыда и сознание грехов обнаруживается в лице, и является надежда на спасение, коль скоро проступок сопровождается стыдом. Поэтому и той, которая вследствие жестокосердия хвасталась своими грехами, было сказано: //«у тебя было лицо жены блудницы, ты не можешь красить»// [[old:ier:08:start|(Иер. гл. 8)]]. Также плешь на голове служит знаком печали, когда волосы лишаются красоты и когда мы теряем служащие украшением волосы. Поэтому и к Иерусалиму говорится: //вместо украшения на главе твоей плеш имети будеши дел твоих ради// [[old:is:03:23|(Ис. 3:23)]]. И другой пророк говорит: //всяка глава на всяком месте острижена будет и всяка брада оброснется// [[old:ier:48:37|(Иер. 48:37)]]. Также Михей к тому же Иерусалиму говорит: //оброснися и остризися по чадех своих младых, разшири оброснение твое яко орел// [[old:mih:01:16|(Мих. 1:16)]]. И при [оплакивании] мертвых повелевается делать плешь. Только одни святые, то есть назореи, и удостоившиеся достигнуть священства Господня, не бреют голов своих [[old:chis:06:start|(Числ. гл. 6)]]. Ибо они не имеют дел смерти и не нечисты, так как они назореи, то есть святые Господни. Если же подле них будет какой-либо умерший, то все прежние дни освященные не будут вменены им. Самуил был святым Божиим и поэтому обладал постоянным украшением волос и внимал оному [изречению] из Песни Песней: //власы его кудрявы, черны яко вран// [[old:pp:05:11|(5:11)]] Далее Сампсон, лишившись волос, потерял силу [[old:sud:16:start|(Суд. гл. 16)]], по постепенно, вместе с отрастанием волос, возвратились прежние силы, так что он гораздо более людей убил при смерти, нежели при жизни. Елисей же, хотя имел плешь в волосах, но так как он был назореем Господним, то имел курчавые волосы. Поэтому дети, как бывшие детьми и еще не достигшими возраста возмужалости, смеявшиеся над плешивостию его и говорившие: //гряди, плешиве, гряди, плешивый// [[old:4ts:23:start|(4 Цар. 23)]], были растерзаны зверями, обитающими в лесах и дубравах. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// См. также Толкование на [[old:iez:07:17#blzh_ieronim_stridonskij|Иез. 7:17]] =====Лопухин А.П.===== **Тогда они препояшутся вретищем, и обоймет их трепет; и у всех на лицах будет стыд, и у всех на головах плешь** Продолжая рисовать душевное состояние жителей Иудеи во время Халдейского завоевания, которое представляет из себя смесь скорби, страха и стыда, пророк то заглядывает в их душу (2-е и 3-е предложение), то наблюдает внешнее проявление чувств (1-е и 4-е), причем описание идет с ног до головы; они препоясаны в знак скорби вретищем, евр. “сак”, грубая волосяная материя, которою обвертывали тело выше пояса; как одежда покрывает их трепет, дрожание от страха; на лице выступает краска от //стыда// может быть за поражения; все головы //обриты// в знак скорби по убитым на войне родным (ср. [[old:mih:01:16|Мих I:16]]). См. также Толкование на [[old:iez:07:10#lopuxin_ap|Иез. 7:10]] [<10>]