[<10>] ====== Толкования на Иез. 8:10 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом** См. Толкование на [[old:iez:08:07#prp_nikodim_svjatogorec|Иез. 8:7]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом** Смотри, чтобы и тебе иногда, в сокровенном доме ума изобразив кумиров срамных страстей, не обоготворить их и не послужить им. Ибо Пророк говорит: **«внидох, и видех, и се всякое подобие гада, и скота, суетныя гнушения и кумиры написани быша около»** [[old:iez:08:10|(Иез. 8:10)]]. **//Письма на разные темы. Пресвитеру Силвану.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом** Не только идол ревности стоял при входе в северные врата, но и на всех стенах храма были написаны различные изображения идолов, так что не было ни одного животного, которое не было бы изображено на стене. Мы и доселе видим, что в капищах идольских и в храмах языческих безрассудная религия чтит все роды животных. Поэтому и Виргилий говорит: //И чудовищные образы всякого рода богов, и дающий Анубис ((Virgil. Aen. VIII. 698.)),\\ как будто бы и те не чудовища, коих он восхваляет:\\ Против Нептуна, Венеры и против Минервы ((Ibid. v. 699.)).\\ // Можем мы и на стенах нашего храма указать изображения идольские, коль скоро мы подвергаемся всяким порокам и изображаем в сердце своем сознание грехов и разного рода образы. О них и в псалме говорится: //Господи, во граде Твоем образ их уничижиши// [[old:ps:072:20|(Пс. 72:20)]]. И в другом месте: //убо образом ходит человек// [[old:ps:038:07|(Пс. 38:7)]], – в том именно смысле, что нет ни одного человека, который не имел бы какого либо образа, или святости или греха. Поэтому яростным и гневливым говорится: //ярость их по подобию змиину, яко аспида и затыкающего уши свои, иже не услышат гласа обаявающих// [[old:ps:057:05|(Пс. 57:5-6)]]. И о людях непотребных: //рождения ехиднова, кто сказа вам бежати огнь будущего гнева// [[new:mf:03:07|(Мф. 3:7)]]. И о людях лукавых и коварных: //шедше рцыте лису тому// [[new:lk:13:32|(Лк. 13:32)]]. И о пристращающихся к женщинам: //кони женонеистовне сотворишася, кийждо к жене искреннего своего ржаше// [[old:ier:05:08|(Иер. 5:8)]]. Также о безрассудных и безумствующих: //не будите яко конь и меск, им же несть разумения// [[old:ps:031:09|(Пс. 31:9)]]. И еще: б//роздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе// (там же), и многое подобного рода. Поставленного же нами:// и вот всякое подобие пресмыкающихся и животных// у Семидесяти нет. //**Толкование на пророка Иезекииля.**// =====Лопухин А.П.===== **И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом** Все //(“кругом”)// стены комнаты были расписаны изображениями языческих божеств, из которых прежде всего бросились в глаза пророку по их сравнительной многочисленности или по неожиданности появления их здесь - //изображения пресмыкающихся// различных пород (слав.: //“всякое подобие гада//”), затем //животных//, не исключая //нечистых//, и всяких других //идолов//, уже прежде знакомых //дому Израилеву.// По преобладающему положению животных и в частности пресмыкающихся между этими изображениями, думают, что здесь имеется в виду египетский культ, в котором чтились, как крокодилы, змеи, жуки, так и кошки, шакалы, быки и влияние которого на евреев, начавшись с тельцов Иеровоама, могло усилиться после нашествия Нехао, благодаря расчетам на возможную помощь Египта против Вавилона (ср. [[old:iez:17:15|Иез XVII:15;]] [[old:iez:23:08|XXIII:8,]] [[old:iez:23:19|19]]). Бельзони в начале XIX в. открыл в скалах на берегу Нила много подземных комнат, служивших для погребения знатных, стены которых однообразно украшены изображениями, между прочим, и предметов культа; в довершение сходства Бельзони проник туда через углубление в стене, которое совсем не имело вида правильного входа; о пещерах этого рода говорит и Аммиак Марцелан (XXII, 15. Трошон). Если здесь имеется в виду египетский культ, и в частности, египетские мистерии (мистерии направлены главным обращом к общению с загробным миром), то перед взором пророка теперь проходит картина второго иноземного культа после ханаанского культа Астарты (имеющегося вероятно в виду в ст. 3-6) и культа уже совершенно другого характера; соответственно этому в ст. 13-14 описывается наиболее характерный из культов ассиро-вавилонских, а в 16 - персидских. Но возможно, что здесь имеется в виду и не египетский культ: в Ветхом Завете нигде нет ясных следов влияния этого культа; [[old:iez:23:14|XXIII:14]] говорит за халдейское происхождение всякого рода изображений на стенах у евреев; влияние Вавилона должно было усилиться в то время на все стороны жизни, особенно в среде аристократии, которая является участником, настоящего культа; а в Вавилоне в то время был распространен культ демонов, изображавшихся в виде скорпионов, змей и т. п. **//Толковая Библия.//** [<10>]